Трудности перелета: как коронавирус изменит наше представление об авиасообщении

26 мая 2020 16:12

Трудности перелета: как коронавирус изменит наше представление об авиасообщении

Авиационная отрасль сегодня переживает едва ли не худшие времена в своей истории. Из-за бушующего Covid-19 страны одна за другой позакрывали свои границы, и летать стало некому и некуда. Однако первые предпосылки к восстановлению авиасообщения уже есть: темпы эпидемии постепенно замедляются, а в странах, прошедших через коронавирусный шок, вовсю готовятся к прибытию туристов.

Можно только гадать, когда ситуация придет в норму, но уже сейчас ясно одно: первых желающих отправиться в авиапутешествие ждет немало сюрпризов как в аэропорту, так и в самолете. Коронавирус перевернул с ног на голову все наши представления о безопасности перелетов, и новые меры контроля (зачастую — весьма радикальные) не заставят себя долго ждать.

Анализ крови и мазок из носоглотки

Еще в апреле авиакомпания Emirates организовала пункты анализа крови для пассажиров, отправляющихся из Дубая (ОАЭ). Такие тесты дают результат в течение 10 минут. Пока что технология применяется в ограниченном формате, однако у компании есть планы сделать анализы крови стандартной практикой по всему миру.

Аэропорт Гонконга с недавнего времени тестирует на коронавирус (посредством мазка из носоглотки) каждого прибывающего пассажира. Вскоре этому примеру последовал и международный аэропорт в Токио — здесь на Covid-19 тестируют всех, кто прибывает из стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.

В России такой подход тоже активно применялся в феврале и марте, когда на родину массово возвращались наши соотечественники. Несложно представить, как подобная практика станет обычным делом после окончания первой волны коронавирусной эпидемии.

Проверки температуры

В Москве температуру сегодня измеряют даже на входе в метро или в центрах госуслуг. Никаких сомнений, что выявлять зараженных граждан подобным образом будут и в аэропортах. В мире подобные примеры уже есть.

Например, Air Canada стала первой североамериканской авиакомпанией, организовавшей обязательное измерение температуры перед полетом (эта мера действует с 15 мая). Авиакомпания Frontier Airlines (США) с 1 июня тоже будет измерять температуру пассажиров. Тренд поддержал и лондонский аэропорт Heathrow.

Авиакомпания Etihad пошла чуть дальше и запустила в аэропорту Абу-Даби киоски, в которых изучается состояние здоровья пассажиров. А в пуэрто-риканском аэропорту Luis Muñoz Marín установлены камеры с термальным видением: если у кого-то заметят температуру выше 39 градусов, зазвучит тревога.

К слову, в США идею обязательных проверок на температуру в аэропортах обсуждают на национальном уровне. За это, в частности, выступает ассоциация «Авиалинии для Америки», которая представляет интересы крупнейших авиакомпаний страны — American Airlines, United Airlines, Delta Air Lines, и Southwest.

Маска на земле и в воздухе

Вышли из дома? Надевайте маску. Такое требование сегодня актуально для жителей большинства крупных стран. Когда авиаперелеты вернутся в моду, это требование распространится и на них. Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association) уже сейчас рекомендует авиакомпаниям заставлять носить маски как пассажиров, так и членов экипажа.

Забыли взять маску с собой? В американских аэропортах уже устанавливают вендинговые автоматы с масками, средствами дезинфекции, салфетками и перчатками. Те, кто пользуется общественным транспортом в Москве, уже могут встретить аналогичные автоматы в метрополитене.

Собаки-ковидоискатели

Кроме шуток. В аэропортах всегда использовали собак для обнаружения наркотиков или оружия. Не исключено, что в новой реальности четвероногим найдется еще одно применение.

Исследователи из Лондонской школы гигиены и тропической медицины пытаются натренировать собак, которые смогут выявлять людей с коронавирусом. По их словам, люди с респираторными заболеваниями имеют особый запах, который собаки (в теории) способны учуять.

Никаких очередей на посадку

Если очередь на посадку выстроить в соответствии с нормами социального дистанцирования, она растянется настолько, что часть людей окажется за пределами аэропорта. Решать проблему собираются с помощью мобильных оповещений.

Это будет походить на очередь к врачу в поликлинике. Вы сидите в кресле, смотрите на лампочку, поднимаетесь по сигналу и направляетесь к врачу. Только с SMS-сообщением вместо лампочки. В уведомлениях будет указано точное время посадки для каждого пассажира.

Самолеты станут роскошью?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Некоторые эксперты предполагают, что авиакомпании могут снизить цены, чтобы как можно скорее вернуть пассажиров. Однако у специалистов Международной ассоциации воздушного транспорта иное мнение. Они считают, что цены на билеты взлетят на 54%. 

Объяснение простое: для соблюдения дистанции в салонах самолета придется сокращать количество мест. Согласно подсчетам, большинству авиакомпаний для окупаемости нужна загруженность каждого рейса на 77%. Если не нарушать меры дистанцирования, то самолет не удастся загрузить больше, чем на 62%.

Много стекол и кресла задом наперед

Итальянские дизайнеры авиационных интерьеров придумали оригинальное решение для того, как сократить контакты пассажиров в переполненном салоне. Специалисты Avio Interiorsпредложили развернуть среднее кресло на каждом ряду в обратную сторону и оградить его защитными стеклами.

Французский инженер Флориан Баржо, в свою очередь, разработал съемный щиток для средних сидений, который защищает пассажиров от потенциально зараженных соседей сзади и по бокам.

Место карантин-класса

Футурист Росс Доусон в беседе с Insider не исключил, что авиакомпании могут пойти еще дальше и начнут делить салоны самолетов на кабинки. Сегодня такие можно увидеть разве что на самых дорогих рейсах у элитных авиакомпаний.

Вторую жизнь может получить и идея авиакомпании Frontier, которая в начале мая предложила клиентам доплачивать 39 долларов за то, чтобы соседнее место никто не занял. Тогда инициатива встретила бурную критику и была свернута за несколько дней.

Бортпроводницы в хазматах

Для членов экипажей ношение масок и перчаток уже стало нормой. Но авиакомпания QatarAirways пошла дальше и обязала своих сотрудников надевать защитную экипировку, как у сотрудников инфекционных больниц. Более того, к маскам и перчаткам добавились защитные очки.

Вероятность того, что такая практика станет повсеместной, весьма велика.

Минута славы для роботов

В аэропорту Гонконга тестируют будки, которые способны дезинфицировать пассажира с ног до головы всего за 40 секунд. Для этого человека опрыскивают специальным антибактериальным спреем. Чтобы умным будкам было не одиноко, в аэропорт поставили роботов-уборщиков, которые очищают воздух при помощи ультрафиолетового излучения.

У багажа свои проблемы

Дезинфекцию будет проходить не только пассажир, но и его багаж. Для чемоданов и сумок организуют отдельную процедуру стерилизации, в которой также планируется использовать ультрафиолетовое излучение.

Никаких обедов

Некоторые авиакомпании уже объявили о том, что приостанавливают бортовое питание или отказываются от горячих блюд в пользу пищи в упаковках. Вместо чашки чая пассажиру в самом начале полета выдается персональная бутылка. Если соберетесь в длительный полет, о перекусе стоит побеспокоиться заранее.

Доказательства здоровья

Вместе с паспортом в аэропорту, возможно, понадобиться предъявлять документ, подтверждающий наличие иммунитета, или иной подобный сертификат. Таиланд уже обязал пассажиров из некоторых стран предъявлять по прилету доказательства о хорошем самочувствии.

Международная ассоциация воздушного транспорта предлагает ввести «паспорта по иммунитету». По своей сути они напоминают справку о прививке от желтой лихорадки, которая требуется при путешествии в африканские страны.

Запасайтесь терпением

Чем активнее аэропорты и авиакомпании будут вводить меры против коронавируса, тем больше времени потребуется пассажирам на то, чтобы попасть на борт. Проверка дополнительных документов, сдача тестов, дезинфекция, новый порядок посадки — все это затянет и без того небыстрый процесс. Но в конечном счете именно эти неудобства будут спасать жизни.


Новости по теме