Чем ближе сентябрьское голосование, тем сильнее разгорается кампания по дискредитации выборов. Очевидно: не всем хочется, чтобы россияне принимали важные для страны решения в спокойной обстановке. Кому-то нужны скандалы. Для этого в бой идут старые как мир приемы — подмена понятий, преувеличения и банальная ложь.
Фейк № 1: «Это лотерея, а лотереи на выборах незаконны»
Это самая распространенная нелепица о выборах в Москве. В акции «Миллион призов» исключен риск — участники же ничего не вкладывают, ничем не рискуют. Много вы на своем веку видели «лотерей», где можно только выиграть?
Основные призы в акции — условные баллы, а не деньги или какие-то материальные ценности. Квартиры и автомобили, которые могут выиграть участники акции, — это вообще инициатива частных компаний. Предприниматели договорились с городским телеканалом провести розыгрыш в прямом эфире. Ничего удивительного, что они заинтересованы в дистанционном голосовании: чем меньше людей на участках, тем меньше вероятность новой вспышки ковида. Призрак прошлогоднего локдауна продолжает пугать бизнесменов.
Фейк № 2: «Людей подкупают призами»
Порой власти обвиняют в том, что таким образом они стимулируют повышение явки. А что в этом плохого? Закон это не запрещает. Более того, по всему миру ищут пути для привлечения людей на выборы. Где-то с помощью пряника, а где-то — с помощью кнута.
Московские власти выбрали первый вариант. Потому что «кнут» не воспитывает в гражданах привычку голосовать, не делает это желание искренним и добровольным.
Фейк № 3: «Людей принуждают голосовать по интернету»
Задача «Миллиона призов» куда прозаичнее — мотивировать как можно большее число людей остаться дома в день выборов. Мы живем в опасное время, когда даже прогулка на избирательный участок может обернуться серьезными последствиями для здоровья граждан. А чем больше скопления людей, тем выше риск такого сценария.
Фейк № 4 «Большая явка поможет скрыть обман»
Одна из самых абсурдных теорий, гуляющих по интернету. Большая явка — гарантия того, что результаты голосования будут достоверно отражать волю избирателей. Если на выборах голосует 100 человек, повлиять на итоги было бы легче легкого. А если 2 миллиона — никакие «накрутки» и «подвозы» не помогут.
Столичные власти стремятся к повышению явки, чтобы результаты выборов отражали реальные настроения людей. От этого напрямую зависит дальнейшая городская политика. А вот для незаконных махинаций большая явка — серьезное неудобство.
Фейк № 5: «В Москве такого еще не было»
За происходящим пристально следили наблюдатели и ИТ-специалисты, и ничего. Никаких нарушений и злоупотреблений. Зато люди получили призы, а городские компании — новых клиентов.
Вот мы и пришли к сути «Миллиона призов». У нее нет ничего общего с лотерей, зато очень много сходств с программами поддержки. А в такое сложное время поддержка со стороны государства особенно ценна.