Из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции большинство российских школьников перешло на дистанционное обучение. Подобная резкая смена привычной системы взаимоотношений между учителями, учениками и их родителями, не могла пройти безоблачно.
Электронные платформы онлайн обучения могут зависать, оказавшись не готовыми к беспрецедентному росту нагрузки, а учителя, родители и сами школьники жалуются, что никак не могут адаптироваться к новому режиму. У многих школьников нет необходимых гаджетов для продолжения обучения на дому. Поэтому федеральные и региональные власти предпринимают дополнительные усилия, чтобы сделать дистанционное обучение максимально удобным и доступным. Закупается дополнительное оборудование, открываются новые платформы онлайн-обучения и совершенствуются уже имеющиеся, решаются вопросы с Интернет-соединением в труднодоступных районах. Также повысить эффективность дистанционного обучения в регионах помогают представители бизнеса, общественные организации, сами неравнодушные граждане. Отдельный груз ложится на плечи студентов и преподавателей ВУЗов они не только сами переходят на дистанционное образования, но и помогают лучше адаптироваться к новым условиям школьникам.
О том, как меняется система образования на наших глазах, можно почитать в телеграм-канале Большая перемена РФ. Вот несколько примеров.
С 18 марта работает горячая линия Минпросвещения России по методической поддержке организации дистанционного обучения. По данным на 15 апреля, на линию поступило более 10000 звонков из всех регионов страны. Больше всего вопросов поступает из Краснодарского края, Санкт-Петербурга, Москвы, Московской и Нижегородской областей и Красноярского края. Порядка 80% звонков – от родителей школьников, желающих уточнить детали нового формата образовательного процесса: объемы домашних заданий и правомерность требований педагогов (особенно по таким предметам, как физическая культура, технология, изобразительное искусство). Также родители интересуются регламентом выставления оценок и тем, будут ли текущие отметки в четвертой четверти учитываться при итоговой аттестации. До 30% вопросов связаны с работой электронных платформ. Но в то же время, на горячей линии звучат слова благодарности педагогам и классным руководителям.
В социальных сетях стартовала всероссийская акция «спасибо вам, учителя!». Одними из первых к ней присоединились школьники и родители республики Коми.
{image}
Принять участие во флешмобе может любой – для этого достаточно оставить на своей странице в социальной сети пост обращения со словами благодарности к педагогам. Главное, не забыть про хештеги: #ПедагогиСпасибозадистант #СпасибоВамУчителя #МыВместе #УчителясНами #ВыНашиГерои
{image}
Марафон благодарностей педагогам начали учащиеся и родители 5 класса Гимназии №2 г. Инты, республики Коми, а затем к ним присоединились учащиеся школ Сыктывкара, Усинска, Воркуты, Сыктывдинского, Корткеросского, Прилузского и других районов. Дети благодарят учителей за кропотливую работу, терпение, креативный подход и жизнелюбие в такое непростое время.
Партия «Единая Россия», Правительство России, Агентство стратегических инициатив разработали программу «Помоги учиться дома» по поддержке школьников, оказавшихся на дистанционном обучении. Согласно программе, школьников из нуждающихся семей обеспечат питанием и необходимой для дистанционного обучения техникой. Также будет проконтролировано, чтобы зарплаты учителям в регионах выплачивались своевременно и в полном объеме.
При этом, как отмечают разработчики программы, некоторые регионы уже активно помогают школьникам из семей, столкнувшихся с трудностями при переходе на дистанционное обучение. Например, такую помощь оказывают власти в Самарской и Еврейской автономной областях. Также к акции присоединились жители Республики Саха (Якутия).
В Пензенской области медиахолдинг «Экспресс» по инициативе губернатора Ивана Белозерцева ass="img-responsive" src="/upload/iblock/bd2/bd29e9415f2d507b559512ebb23d8167.png" alt="Как в России совершенствуют дистанционное образование" />ass="img-responsive" src="/upload/iblock/5f0/5f059807cd0ebb968f414d29199e9803.png" alt="Как в России совершенствуют дистанционное образование" />ass="img-responsive" src="/upload/iblock/416/4163983c812e74adb606fda056cbbc46.png" alt="Как в России совершенствуют дистанционное образование" />/news/society/v_penze_dlya_shkolnikov_zapustili_videouroki/?sphrase_id=3254912">запустил новый образовательный проект для учеников начальной школы «Экспресс школа»: видеоуроки по основному циклу предметов, - русскому языку, математике и окружающему миру. Занятия для школьников проводят учителя начальных классов города Пензы. Такие телеуроки станут дополнением к электронным занятиям, которые сейчас «дистанционно посещают школьники региона». Всего будет подготовлено более 50 уроков – они пройдут в дневное время, стать их участником можно на сайте медиахолдинга, его канале на Youtube, а также на местном 21 канале телевидения. Расписание будет размещаться заблаговременно. Продолжительность одного занятия -15-20 минут. Первые уроки по русскому языку состоялись 13 апреля.
В Хакасии более 1200 учащихся черногорского Лицея имени А.Г. Баженова приступили к обучению с использованием электронной информационно-образовательной среды, в том числе дистанционных образовательных технологий. Администрация школы заранее провела мониторинг готовности детей и учителей к такой форме обучения, проверила наличие у участников образовательного процесса необходимого оборудования. Педагоги Лицея составили памятку, определяющую порядок взаимодействия с учениками, поиск домашнего задания, на сайте образовательного учреждение разместили расписание занятий. Администрация Лицея активно использует дистанционные образовательные технологии. Так, организован ежедневный мониторинг «Электронной системы БАРС.WEB-Образование», сбор статистических данных с образовательных платформ: «Учи.ру», «Я-класс», «Российская электронная школа», «Яндекс.Учебник», «Решу ЕГЭ», «Решу ОГЭ». Также в лицее работает группа Viber, где у педагогов есть возможность получать своевременную информацию от администрации. Кроме того, учителя ежедневно связываются с участниками, родителями, обмениваются материалами, выясняют, с какими трудностями сталкиваются учащиеся на дистанционном обучении. Родителям, в свою очередь, предоставляется информация об успеваемости учащихся.
С 20 апреля начались телеуроки для учеников 4-11 классов Ставропольского края. Короткие ежедневные занятия по русскому языку, математике, истории, иностранному языку, обществознанию, химии и окружающему миру, показывают на региональных телеканалах «СвоеТВ», «Кавказ – 24», «АТВ». Эта услуга предназначена, в первую очередь, для тех школьников, кто не может воспользоваться он-лайн ресурсами. Также с 20 апреля 11-классники Ставрополья получили возможность смотреть телеуроки-консультации по подготовке к ЕГЭ на канале «Кавказ-24».
https://stavropolye.tv/tele/online
{image}
В Ярославской области начался второй сезон телеуроков для школьников. Это совместный проект «Учитель года моей школы» телеканала «Первый Ярославский» и регионального департамента образования. Телерепетиторы – лучшие педагоги области, лауреаты региональных этапов Всероссийского конкурса «Учитель года России» и «Педагогический дебют». В рамках второго сезона проекта подготовлены уроки по русскому языку, биологии, окружающему миру, литературе, английскому языку, математике, обществознанию, технологии и физике. Занятия будут выходить в эфир «Первого Ярославского» ежедневно, в течение недели, с понедельника по четверг - по четыре занятия в день, в пятницу – два. Полное расписание размещено на сайте департамента образования региона.
«Радио России – Тамбов» проводит уроки по различным школьным предметам. Трансляция началась 6 апреля и будет продолжаться в течение двух месяцев. Радиоуроки по различным предметам проводятся ежедневно, начиная с 11:00 и до 11:40. Также послушать радиоуроки можно в сети Интернет (сайт «Вести - Тамбов» - раздел «Эфир» «Радио России-Тамбов»). Там же выкладываются записи уже вышедших уроков. Уроки ведут лучшие учителя Тамбовской области, участники и победители конкурса «Учитель года».
Как сообщил 13 апреля глава Башкирии Радий Хабиров, в республике проводится до 35 тысяч онлайн-уроков в неделю. Охвачено уже 312 тысяч учеников из 488 тысяч школьников республики. Хабиров попросил жителей Башкирии писать ему лично в социальных сетях о том, как обстоят дела у их детей с организацией обучения на дому.
27 апреля стартует телепроект Министерства просвещения Российской Федерации, направленный на подготовку старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена. Ежедневные уроки будет транслировать Общественное телевидение.
В Карачаево-Черкессии власти региона обеспечат компьютерами 1500 школьников из малообеспеченных семей для продолжения ими обучения в дистанционном режиме. Об этом в ходе онлайн-урока по обществознанию сообщил глава субъекта Рашид Темрезов. Также власти республики пообещали оперативно решить вопросы с усилением интернет-сигнала для обеспечения устойчивого соединения в горных населенных пунктах. Уже достигнута договоренность с операторами сотовой связи об установке специальных усилителей.
В Санкт-Петербурге горожане, общественные организации и представители бизнеса уже помогли собрать более 5000 планшетов для нуждающихся школьников и студентов в рамках благотворительной акции «#неканикулы». Техника продолжает поступать.
В Сочи около 400 школьников проживают в отдаленных селах без Интернета. Они получают задания через почтовые ящики, сообщили 14 апреля в администрации города. За каждой школой в отдаленном селе закреплен дежурный учитель, который получает задания на электронный носитель, затем распечатывает и разносит их по почтовым ящикам. Таким же образом он затем забирает выполненные задания.
В Москве уже более 22 тысяч человек зарегистрировались на сайте Московского центра качества образования для прохождения онлайн-диагностики. Это дает возможность учащимся 2-11 классов объективно проверить знания по основным предметам. Самыми востребованными оказались диагностики по русскому языку и математике в 4, 6, 9 и 11 классах, а также по обществознанию в 9 и 11 классах.
В Новгородской области министерство образования совместно с министерством транспорта, дорожного хозяйства и цифрового развития и Новгородским университетом им. Ярослава Мудрого запустило акцию «Цифровые волонтеры».
{image}
Студенты университета в он-лайн режиме помогают преподавателям школ осваивать технологии дистанционного обучения: знакомят с работой платформ, показывают интересные ресурсы. За подобной помощью учителя могут обратиться в комитет образования собственного муниципального района.
В Академическом лицее Омского государственного педагогического университета в условиях дистанционного обучения активно используется электронная информационно-образовательная среда университета, в частности образовательный портал «Школа». Он дает возможность школьникам получить полноценные уроки, находясь на дистанционном обучении, а педагогам сделать он-лайн занятия интереснее и продуктивнее. К активной работе со школьниками региона подключились студенты ВУЗа: они безвозмездно объясняют школьникам сложные темы, помогают с домашним заданием и подготовкой к основному государственному экзамену по русскому языку, математике, обществознанию, биологии и географии.
На период дистанционного обучения волонтеры Томского государственного педагогического университета оказывают поддержку учителям и школьникам.Волонтеры помогают осваивать современные сервисы для проведения занятий: ЯКласс, РЭШ, электронная почта, Moodle, СбербанкКласс, ШЦП, Kahoot, Zoom, Stepik, сервисы Google, онлайн дневники и журналы, и другие электронные образовательные ресурсы, необходимые для организации обучения. Услугами цифровых наставников ТПГУ уже воспользовались 16 школ города, личные консультации получили более 250 педагогов, все они отмечают высокий уровень организации работы волонтеров. Также лучшие студенты старших курсов и преподаватели ТПГУ оказывают содействие школьникам и их родителям по освоению нового материала в рамках работы Центра учебной помощи школьникам и семьям Томска и Томской области. Сотрудники Центра консультируют учителей, школьников и родителей по физике, математике, информатике, русскому языку, литературе, химии, географии и биологии.
Школьникам Крыма, у которых не было технической возможности для обучения на дому, подарили планшеты. Об этом 15 апреля сообщил вице-спикер крымского парламента Владимир Бобков. По его словам, гаджеты приобретаются «в рамках благотворительности». Также вице-спикер сообщил, что в ряде районов полуострова власти удалось договориться с провайдерами о бесплатном проведении интернета в те дома, где есть школьники.
Из-за того, что в связи со сложной ситуацией вокруг распространения коронавирусной инфекции было отменить финальный очный этап Всероссийской олимпиады школьников, Министерство просвещения приняло решение считать всех 11-классников, победивших в региональных этапах олимпиады, ее призерами. Им будут выданы соответствующие дипломы, дающие, в том числе, право на поступление вне конкурса в ВУЗы. Так, о своей готовности принять призеров Всероссийской олимпиады школьников -2020 уже заявили в РГПУ им. А. И. Герцена. «Количества бюджетных мест – а у нас их в этом году будет более 1250 – в университете достаточно, чтобы принять вне конкурса дополнительное количество талантливых абитуриентов», - пояснил ректор университета Сергей Богданов.