Музей космонавтики заканчивает последние приготовления перед открытием обновленной экспозиции зала «Утро космической эры», с которого в 1981 году началась его история. В открывшемся в основании монумента «Покорителям космоса» музее были собраны все свидетельства побед и достижений отечественной космонавтики: скафандры, искусственные спутники Земли и космические аппараты.
{image}
После большой реконструкции в 2009 году появилось еще семь выставочных залов, кино- и конференц-залы. Сегодня это не просто научно-исторический музей, но и место популяризации науки. Прежняя постоянная экспозиция стала залом «Утро космической эры». Накануне его открытия директор музея ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/96e/1300_800_1/96e86b118fd08344f3b461a6b09ee175.jpg" alt="«Мы работаем для нашего посетителя». Интервью с директором Музея космонавтики" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/a32/1300_800_1/a32cf2f8228d71e8f3ad4ad8fa5ef782.jpg" alt="«Мы работаем для нашего посетителя». Интервью с директором Музея космонавтики" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/e2a/1300_800_1/e2a1e8f336409992283d85f77d73ee20.jpg" alt="«Мы работаем для нашего посетителя». Интервью с директором Музея космонавтики" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/3c1/1300_800_1/3c11a099ea351b3a573711d162d773b8.jpg" alt="«Мы работаем для нашего посетителя». Интервью с директором Музея космонавтики" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/e72/1300_800_1/e72a75de45e8c95b4f94c815427b9a7a.jpg" alt="«Мы работаем для нашего посетителя». Интервью с директором Музея космонавтики" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/f81/1300_800_1/f813b109e4185b1ce1538c4a013e2423.jpg" alt="«Мы работаем для нашего посетителя». Интервью с директором Музея космонавтики" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/773/1300_800_1/77387c1a0363fba8c979fa4017c8dfec.jpg" alt="«Мы работаем для нашего посетителя». Интервью с директором Музея космонавтики" />аталья Артюхина рассказала, что ждет гостей в обновленном пространстве.
— Почти год вы работали над совершенствованием экспозиции зала «Утро космической эры». Что в нем изменилось?
— 16 августа для нас важный день — мы откроем для посетителей обновленную экспозицию центрального зала «Утро космической эры». Для нашего музея это одно из главных событий года. Это большая совместная работа всего коллектива и наших партнеров.
Мне кажется, что у нас получилось добиться главной цели — передать дух времени первых космических открытий 1960–1970-х годов. Хочется, чтобы посетитель, войдя в музей, чувствовал: мы в космосе — первые. Чтобы за подлинными космическими артефактами видел истории людей — не только космонавтов, но и ученых, инженеров и рабочих.
Для зала «Утро космической эры» мы разработали новый подход к подаче информации. Здесь появились не только новые экспонаты, но и электронная экспозиция, которая позволяет подробнее раскрыть историю космонавтики. Мы установили новое оборудование и отреставрировали исторический витраж.
Во входной группе музея появилась «Река времени» — специальная инсталляция ТАСС. Посетителей встречает проекция беспрерывного потока космических фотографий 1960–1980-х годов из фотоархива агентства.
{image}
— Какие экспонаты и артефакты увидят посетители обновленного зала?
— Среди новых экспонатов зала «Утро космической эры» — макет ракеты-носителя «Восток» с подробной схемой ее работы, жидкостный ракетный двигатель РД-107, документы, связанные с полетом Юрия Гагарина, подготовкой первых советских космонавтов и выходом в открытый космос.
Технологический дубликат первого искусственного спутника Земли переместился в центр зала. Именно он открыл дорогу в космос 4 октября 1957 года. Без него не было бы первого космонавта, множества научных и технических достижений и нашего музея.
Что касается старых знакомых нашего музея — они по-прежнему здесь. В зале можно увидеть знаменитых Белку и Стрелку и их подлинный спускаемый контейнер, тренировочный скафандр первой шестерки космонавтов, макет корабля «Восток», на котором летал Юрий Гагарин, и даже кардиограмму первого космонавта, сделанную накануне полета.
{image}
— Запланированы ли какие-то большие проекты до конца этого года?
— Один из главных — совершенствование экспозиции первого зала — мы закончили. Дальше в планах модернизация других залов музея.
4 ноября мы будем отмечать 55-летие монумента «Покорителям космоса». Астронавты считают, что это один из самых космических памятников мира. В августе этого года в входной группе музея мы открыли планшетную выставку, посвященную его истории.
До конца года мы приглашаем всех посмотреть выставку «ЛЕОНОВ», подготовленную к 85-летию дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Алексея Архиповича Леонова. Не все знают, что он не только космонавт, но и профессиональный художник. Мы показываем его живописные работы из фондов музея и личной коллекции. Большую часть из них посетители увидят впервые. Мы подготовили бесплатный аудиогид по выставке, который озвучил сам Леонов.
В планах на этот год разместить в музее специальные QR-коды, которые можно считать и затем изучить видео-, фото- и текстовые материалы о космосе. Истории ученых и космонавтов логично дополнят экспозицию и сделают посещение музея еще интереснее.
{image}
— В этом году исполнилось пять лет с тех пор, как вы занимаете должность директора Музея космонавтики. Как он изменился за это время?
— Я пришла в музей в 2014 году, спустя пять лет после реконструкции, в результате которой его площадь увеличилась с трех до девяти тысяч квадратных метров. Также изменилась экспозиция. Тогда музей принимал около 300 тысяч посетителей в год, а в 2018 году к нам пришли уже 653 тысячи. Безусловно, этому способствовала очень серьезная работа. Люди — это главный ресурс любого учреждения. Мне удалось сохранить отличную команду, сложившуюся до моего прихода, и влить в нее новых, молодых и креативных сотрудников.
Как и театр, музей начинается с вешалки и улыбки персонала. В 2015 году мы спроектировали и сделали новую входную группу — увеличили в два раза гардероб, добавили еще одну кассу, открыли магазин самообслуживания.
Мы полностью перестроили систему посещения музея, руководствуясь принципом: «Мы работаем для нашего посетителя». У нас есть все онлайн-сервисы: бронирование экскурсий, оплата билетов. Чтобы люди не стояли в очередях, мы поставили терминалы, с помощью которых можно самостоятельно распечатать билеты. А еще добавили места, где гости могут спокойно отдохнуть.
{image}
— Как вы используете новые технологии в постоянной экспозиции музея?
— В музее есть информационные экраны со специальными проектами ТАСС, видео этикетки, touch-столы, где можно получить дополнительную информацию. Есть и интерактивные экспонаты, например, перчатки — такие же, которые надевают космонавты для работы за пределами космического корабля. Можно вставить в них руки и попробовать открутить болт. Это дает представление о том, как непросто совершить привычное действие в условиях открытого космоса.
С осени прошлого года в музее работает бесплатное приложение «Иду в музей». Вы скачиваете его, открываете карту зала и, подходя к экспонату, слушаете его историю, изучаете дополнительные материалы. Для некоторых экспонатов разработана и анимация, которая является своеобразной аннотацией, например, к технической детали. В приложении есть целая аудиоэкскурсия с анимацией, записанная героем Советского союза летчиком-космонавтом Александром Ивановичем Лавейкиным.
— Недавно в музее появилась новая экскурсионная программа «Тренажер “Союз-ТМА”». Это больше развлечение или получение знаний?
— И то, и другое. Это интерактивная индивидуальная экскурсия, во время которой человек может сам попробовать произвести стыковку космического корабля с МКС под руководством оператора. Процесс длится не менее 40 минут. Фактически это обучающий тренажер для космонавтов. Второй такой аппарат стоит в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Но за 40 минут овладеть технологией процесса, конечно, невозможно, так что это одновременно и серьезное знакомство с работой космонавта, и аттракцион.
{image}
— Музей ориентирован на детей или на взрослых? Кто ваш главный посетитель?
— Мы проводили специальное социологическое исследование совместно с Высшей школой экономики и выяснили, что у нас треть посетителей — дети, а две трети — взрослые. Но мы ориентируемся на все возрастные группы. Шестилетние дети и 12-летние подростки — это совершенно разные аудитории. Наши экскурсоводы всегда подстраиваются под них и адаптируют экскурсию.
Иностранных посетителей у нас порядка 100 тысяч человек в год. Две трети — это туристические группы. Мы активно работаем и с агентствами, и с гидами-переводчиками. Во время чемпионата мира по футболу 2018 года мы стали самыми популярными: из 22 тысяч болельщиков, которые посетили музеи, подведомственные Департаменту культуры города Москвы, к нам пришло 17,5 тысячи. Мы в музее все это время чувствовали себя как на Никольской улице.
{image}
— А иностранные космонавты у вас бывают?
— Мы состоим в партнерстве с российским отделением NASA и отделением Европейского космического агентства, так что иностранные космонавты у нас бывают. Но не часто, ведь у них очень насыщенная программа подготовки.
Мы возродили традицию времен Первого отряда. Космонавты и сейчас перед полетом и после него приходят в Дом-музей академика С.П. Королева, который является нашим структурным подразделением. И Александр Скворцов, и Лука Пармитано, и Эндрю Морган были у нас и сидели под знаменитой подковой, которая приносит счастье и удачу.
— Есть ли место современному искусству в Музее космонавтики?
— Если речь идет об интересных работах, конечно, в Музее космонавтики есть место для всего. Часто у нас проходят очень необычные выставки, напрямую не связанные космонавтикой. Другое дело, что у нас нет отдельных выставочных пространств. В действующую экспозицию не встроишь совершенно не соответствующие тематике экспонаты. Но у нас есть специальный зал «Космонавтика и культура». Он предназначен для показа произведений искусства, там часто проходят выставки художников-космистов, посвященные фантастическим мирам, связи человека со Вселенной. Космос — это все, от философии мироздания до серьезной техники и сложнейшей инженерной мысли.
— У Музея космонавтики богатейшие фонды. Есть ли в них предметы, еще ни разу или давно не экспонировавшиеся?
— Конечно, у нас достаточно артефактов для того, чтобы удивлять. У нас в фондах порядка 100 тысяч единиц хранения, а в экспозиции сейчас находится три тысячи единиц. За последнее время мы приняли в фонды музея совершенно уникальные вещи: технологические образцы грунтозаборных устройств «Луны-24» и «Венеры-13», астроблок «Луны-16», технологический макет лунной базы. Они были представлены на нашей большой выставке PROКОСМОС в Санкт-Петербурге весной этого года. Есть у нас и первая беговая дорожка со станции «Мир» — специальный спортивный тренажер для космонавтов.
{image}
— Как часто пополняются фонды? Расскажите о последних поступлениях.
— Недавнее наше приобретение — футбольный мяч, который космонавт Антон Шкаплеров спустил с орбиты и которым открывали чемпионат мира по футболу-2018. Фонды пополняются постоянно, и эта работа не прекращается ни на минуту. Комплектование — азартный процесс: хочется иметь и то, и это. Я совершенно отдаю себе отчет, что то, что у нас хранится, должны видеть и современники, и потомки. Все теряется, забывается, а музей — место сохранения памяти. Подлинные предметы обладают особой магией, а значит, всегда будут притягивать человека.
— Музей ежегодно проводит День дарителя. Какой из подарков запомнился вам больше всего?
— День дарителя — мероприятие подготовленное, на него приходят люди, экспонаты которых уже отобраны для того, чтобы пополнить фонды музея. Подарков, которые произвели на меня впечатление, огромное количество. Из последних могу выделить два.
Во-первых, это письмо Фаины Раневской, адресованное ее подруге, журналистке Татьяне Тэсс. Актриса написала его через два дня после гибели Юрия Гагарина. Второй подарок — удостоверение летчика-космонавта № 10 Павла Ивановича Беляева, которое передала музею его вдова Татьяна Филипповна.
Совместный материал mos.ru и агентства «Мосгортур».