Дистанционное обучение придумали задолго до пандемии коронавируса, но никогда оно не было настолько массовым, как сейчас. Миллионы школьников, учителей и даже родителей по всему миру были вынуждены в короткие сроки перестроиться на новый формат обучения. Но не у всех процесс прошел гладко. Расскажем, с какими проблемами столкнулось образование в разных странах и как с этим справились в Москве.
Весной, когда по всему миру наблюдался резкий рост числа заболевших COVID-19, многие страны решили временно закрыть школы, чтобы сдержать распространение вируса. Счастливые дети ушли на каникулы, но вскоре стало ясно, что в ближайшее время справиться с коронавирусом не получится и нужно искать новые способы и форматы обучения. Например, в одной из школ Таиланда детей посадили в пластиковые боксы, а в индийском Кашмире уроки стали проводить на улице. Менее экстравагантным способом обучения стал полный или частичный переход на онлайн-уроки.
Учеба без Wi-Fi и компьютера
После перехода к онлайн-обучению оказалось, что у многих семей просто нет компьютеров, чтобы подключаться к урокам. В Финляндии, Бельгии, Японии и многих других странах школьникам и учителям выдавали компьютеры, ноутбуки и планшеты за счет государства. В России только за весенний период пандемии необходимой техникой обеспечили около 500 тысяч человек.
Еще одна техническая проблема — отсутствие доступа в интернет. В Португалии школьникам стали помогать почтальоны: вместе с почтой они доставляли школьникам распечатанные задания, а затем передавали выполненные задания учителям. В США библиотеки перестали выключать на ночь Wi-Fi, так что все нуждающиеся могли подключиться к интернету с парковки в любое время суток. А некоторые школы даже запустили специальные автобусы с мобильными точками доступа.
Проблемы с дисциплиной и прогулы
К онлайн-образованию оказались не готовы и учителя. Многим пришлось в короткие сроки освоить непривычную технику, научиться записывать видеоуроки и пользоваться новыми программами. Во время уроков стало гораздо сложнее поддерживать дисциплину: ученики балуются и болтают, а некоторые технически более подкованные школьники могут даже сорвать урок, транслируя вместо уроков музыку или видео со своих компьютеров. Пикантности обучению придают и полуголые родители, иногда мелькающие на заднем плане.
А еще дистанционные уроки гораздо проще прогулять. Одни школьники просто не подключаются к урокам, другие включают вместо живого себя предварительно записанное видео, третьи симулируют технические неполадки, зависают и отключаются.
Учителя из Италии также страдают от того, что онлайн-образование превратило дом в рабочее место. Теперь отвлечься от рабочих проблем просто негде. А из-за возросшей нагрузки по подготовке электронных материалов времени на личную жизнь вовсе не остается.
Есть на что пожаловаться и родителям. В Бельгии учителя присылают задания без объяснения, так что родители вынуждены сами объяснять материал детям. Социальные сети полны мемов на эту тему на разных языках, так что с похожей проблемой столкнулись не только там.
Технические неполадки и телевидение
Еще одна проблема с которой столкнулись страны после введения дистанционного обучения — отсутствие единой образовательной платформы, где были бы собраны все необходимые материалы. В Италии, которая ввела ограничения в школах одной из первых в Европе, даже в рамках одной школы учителя пользовались разными платформами (Meet, Classroom, Zoom, Jitsi, Edmodo). Но из-за возросшей нагрузки ученики часто даже не могли подключиться к уроку.
Но даже те, у кого уже были наработки в сфере онлайн-образования, первое время столкнулись со сложностями. Во Франции обучение школьников проходит на платформе Ma classe à la maison. Пока подключение младших и старших классов не разделили по времени, сервис не справлялся с нагрузкой. Учителям приходилось использовать электронную почту и личные сайты для размещения домашних заданий и проверки выполненных работ.
В России работают несколько сервисов, которые помогают школьникам продолжать учиться даже во время пандемии. Это «Российская электронная школа» и «Московская электронная школа». Свой вклад внесли и частные ИТ-компании: учителям пригодится сервис «Яндекс.Учебник», а на «Учи.ру» школьники могут не только повторять школьную программу, но и решать олимпиадные задания.
Кроме того, Министерство просвещения запустило специальный образовательный канал «Моя школа в online». Каждый день здесь проходят уроки по основным предметам, которые полностью соответствуют федеральному образовательному стандарту. В случае необходимости все материалы также доступны в записи. Телеобразование также используют и в других странах. В Германии на канале ARD была запущена программа «Школа на дому». Австрийский общенациональный телеканал «ORF 1» также стал транслировать образовательные программы для школьников с разделением по возрасту. В Болгарии обучающие программы транслируют сразу на двух спутниковых каналах — BNT 2 и BNT 4.
Как справились с проблемой в Москве
В нашей стране каждый регион сам принимает решение о дистанционном образовании. В первую очередь это зависит от того, как много людей болеет и как быстро растет их число. Чтобы не выбирать между учебой и здоровьем, были перенесены сроки проведения ЕГЭ и ОГЭ. Министерство просвещения выпустило рекомендации об ограничении времени использования гаджетов, а также о сокращении продолжительности уроков до 30 минут и многое другое.
В Москве на дистанционном обучении сейчас находятся ученики 6-11 классов. Такое ограничение позволило практически вдвое снизить нагрузку на школы, позволив младшеклассникам выйти в офлайн. Многие родители понимают, что дистанционка для старшеклассников – вынужденная мера, и онлайн-уроки все же лучше полного закрытия школ. Кроме того, дети смогут получить навыки, которые пригодятся им в будущем. Они научатся учиться онлайн без постоянного надзора учителя с указкой, усваивать большой объем информации и работать самостоятельно.
Почему было так важно отправить по домам именно средние и старшие классы? Замкнутые классы, где сидит много учеников, являются отличной средой для распространения инфекции, а подростки и юноши, хоть и редко сами тяжело болеют коронавирусом, – идеальный механизм для передачи болезни. Подростки мобильны, контактны, как правило, сами ездят на учебу, и в необходимость масок не очень-то и верят. Именно через детей коронавирус часто передается их родителям и родственникам – а вот они могут заболеть очень тяжело.
Именно после того, как в Москве в начале октября устроили каникулы, а затем ввели дистанционное обучение, количество выявленных случаев коронавируса у школьников 6-11 классов перестало увеличиваться, хотя в целом эпидемия разгоралась. Другой наглядный результат – в общем количестве заболевших стала падать доля пожилых людей старше 65 лет, то есть именно «группы риска». Это также связывается с введением дистанционки. Ведь пожилые люди гораздо чаще находятся дома и, соответственно, именно они дома больше всех контактируют с внуками и внучками. Те перестали ходить в школу – следовательно, стали меньше передавать инфекцию своим бабушкам и дедушкам.
Одним из основных инструментов для столичных учеников сейчас является Московская электронная школа. В этом плане московским школьникам повезло. Проект «Московская электронная школа» (МЭШ) был запущен в 2016 году. За четыре года разработчики вылечили детские болячки системы и дополнили проект необходимыми функциями. К МЭШ привыкли и учителя, и дети, и родители. К моменту введения в школах города дистанционного образования работа уже была отлажена. Несмотря на то, что из-за дистанционного обучения нагрузка на электронные журналы и дневники выросла в полтора раза, все работает без перебоев.
В МЭШ можно не только увидеть оценки и домашние задания, но и просмотреть все материалы, которые учитель использовал в ходе урока. Поэтому даже если ученик пропустил занятие, всегда можно посмотреть, что проходили сегодня.
Чтобы защитить здоровье учителей, которые находятся в зоне повышенного риска, активно используется сервис «Учитель на замену». В рамках проекта педагоги учреждений дополнительного образования, а также студенты педагогических вузов и колледжей временно проводят уроки за основного педагога. Для молодых преподавателей это возможность сразу погрузиться в рабочую среду, узнать все тонкости образовательного процесса, но под присмотром опытного наставника. В результате такой практики 75 студентов настолько втянулись в работу, что решили остаться в школах в качестве педагогов и уже даже трудоустроены в штат 50 московских школ.