Задача: в Великобританию на Международную математическую олимпиаду (IMO) поехали шестеро российских школьников, четверо из которых москвичи. На протяжении двух дней им предстоит решать сложные задачи. Помимо ребят из России, туда отправились подростки из 112 стран. Вопрос: какой результат покажет сборная России, если ее участники приехали только за золотом и серебром?
Без сложных математических подсчетов ответ очевиден — команда справилась. Московские школьники Тимофей Ковалев и Олег Смирнов из школы-интерната имени А.Н. Колмогорова завоевали золотые медали, а Валерий Кулишов и Иван Гайдай-Турлов из школы № 57 — серебряные.
60-я Международная математическая олимпиада проходила в Великобритании с 10 по 22 июля. В ней участвовали 112 стран, каждая могла представить максимум шесть школьников. Всего соревнования собрали порядка 600 участников.
Состязание включало два тура, по три задачи в каждом. Школьники продемонстрировали знания в области геометрии, теории чисел, алгебры и комбинаторики. В 2020 году IMO пройдет в Санкт-Петербурге.
В прошлом году сборная России заняла второе место на 59-й Международной математической олимпиаде в городе Клуж-Напоке (Румыния). Школьники завоевали пять золотых и одну серебряную медаль.
Два золота и три серебра: москвичи успешно выступили на международных олимпиадах по биологии и математике Знания мирового уровня: три рассказа победителей международных школьных олимпиад
Как попасть в сборную России, с чего начинается любовь к математике и как помогают победы в олимпиадах в жизни? Mos.ru поговорил с золотым и серебряным призерами Международной математической олимпиады.
Олег Смирнов: Наверное, я в чем-то талантлив, и, наверное, это что-то — математика
Выиграл золотую медаль международной олимпиады по математике
Школа-интернат имени А.Н. Колмогорова
{image}
Неделю назад закончилась Международная математическая олимпиада, она считается самой престижной. Олимпиада проходила в Великобритании, в городе Бате, и длилась семь дней. Два дня мы выполняли задания, а потом пять дней отдыхали и ждали, пока жюри, состоящее из международных специалистов — известных математиков, проверит наши работы. В результате у сборной России две золотые медали и четыре серебряные. В команду вошли четыре москвича. Двое взяли золото, еще двое — серебро.
Мы готовились к олимпиаде очень серьезно. Нас, естественно, настраивали, что нужно показать наилучший результат. А он зависит только от того, сколько задач ты решишь. Я справился с четырьмя, которые считаются простыми. Еще решил одну из двух очень сложных задач, с которыми справились не больше 30 человек, и сильно продвинулся в решении второй сложной задачи, поэтому у меня золотая медаль. Тем, у кого серебро, не хватило всего трех баллов до золота.
Первая тройка победителей в общекомандном зачете — США, Китай и Южная Корея. Все они довольно сильно обогнали нас по общему количеству баллов. Конечно, можно сказать, что не повезло с вариантом или удача отвернулась, но я думаю, что нужно просто больше работать, чтобы в следующем году показать лучший результат. Нужно уметь признавать ошибки. Нам есть куда расти, и мы можем выступать еще лучше.
Успехи и достижения: кем стали победители и призеры Всероссийской олимпиады шass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/87e/1300_800_1/87e0bf32354f14bc6d7593d0c2ab8fd4.jpg" alt="Неразрешимых задач нет: две истории участников международной олимпиады по математике" />ass="img-responsive" src="/upload/iblock/1d5/1d5781facd052682e7cffcade03df106.jpg" alt="Неразрешимых задач нет: две истории участников международной олимпиады по математике" />ов Стопроцентное попадание. Интервью с выпускниками, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов
{image}
Моя олимпиадная карьера началась в четвертом классе, когда я стал ходить в математический кружок. После шестого класса моя семья переехала в Москву из Санкт-Петербурга, и я начал заниматься в Центре педагогического мастерства. Потом я четырежды ездил на всероссийскую олимпиаду, после второго раза меня пригласили на очень важные летние сборы, где тренируются кандидаты международной олимпиады.
Сейчас я окончил 11-й класс, это была моя последняя олимпиада. Уже поступил в Высшую школу экономики на факультет математики. Свое будущее я вижу так: возможно, буду работать на стыке математики и экономики, чтобы и приносить пользу стране, и при этом использовать какие-то свои способности, потому что, наверное, я в чем-то талантлив, и, наверное, это что-то — математика.
Хочется заниматься не наукой, а чем-то, что имеет отношение к реальной жизни, скорее всего, стык математики и экономики или стык математики и программирования.
У меня была возможность поступить на математическое направление в любой вуз, потому что есть диплом победителя Всероссийской олимпиады школьников по математике, диплом победителя олимпиады по экономике и диплом победителя олимпиады по физике. И список вузов, которые меня возьмут без экзаменов, довольно широк, но я выбрал Вышку. Считается, что в нашей стране есть несколько вузов, в которых есть специализированная сильная программа, один из них — Высшая школа экономики.
Иван Гайдай-Турлов: Для того чтобы принимать участие в международном турнире, нужно каждый раз доказывать, что ты этого достоин
Выиграл серебряную медаль на международной олимпиаде по математике
Школа № 57
{image}
В двух турах олимпиады нам нужно было решить по три задачи, упорядоченные по сложности. На их выполнение дается 4,5 часа.
В том, что у меня будет медаль, не сомневался. Но после того как проверил выполненные задания, понял, что на золотую рассчитывать не стоит. У меня было 28 баллов — это четыре решенные на полный балл задачи, еще на двух сложных задачах баллы потерял. В этом году, чтобы получить золото, нужно было набрать 31 балл. Каждый год эта норма меняется в зависимости от степени сложности заданий.
Математикой начал увлекаться лет с пяти. Мама мне распечатывала логические задачки, а я их решал. В какой-то момент она перестала справляться с поиском задач для меня, поэтому я пошел в специальный кружок.
Я учусь в школе № 57 с математическим уклоном, окончил 10-й класс. Это значит, что у меня есть шанс принять участие в международной олимпиаде еще раз. В следующем году она пройдет в Санкт-Петербурге. Чтобы попасть в шестерку сильнейших, нужно пройти сложный отбор. Для победителей и призеров этой олимпиады поблажек нет — все школьники находятся в равных условиях, и чтобы попасть на международный турнир, нужно каждый раз доказывать, что ты этого достоин. Но я готов снова пройти все отборы, чтобы войти в сборную России в 2020-м.
Процесс отбора выглядит так: сначала необходимо хорошо выступить на всероссийской олимпиаде по математике, затем около 200 человек попадают на летние сборы, там около месяца идут занятия и проходит две олимпиады, каждая длится два дня. Нужно решить четыре задачи за пять часов.
Те, кто покажет лучший результат — человек 25–30, — попадают на зимние сборы, где готовятся и пробуют силы на промежуточных экзаменах. Сборы проходят в два этапа, по одной олимпиаде на каждый. По результатам этих олимпиад остаются 15 человек. Они пишут три тренировочные олимпиады, участвуют во всероссийской, по итогам отбираются шестеро, которые и войдут в сборную России.
К IMO готовился на занятиях в математическом кружке «Горностай» и Центре педагогического мастерства, а еще решал задачи самостоятельно. Плюс, конечно, была хорошая подготовка на сборах.
Пока не решил, куда буду поступать в следующем году, но однозначно профессия будет связана с математикой. Еще я немного увлекаюсь программированием, но в олимпиаде участвовать не хотел бы — на подготовку нужно очень много времени, которого у меня попросту нет: все силы уходят на математику.
В школе в этом году готовили три проекта по программированию, нам нужно было сделать приложения. Одна команда сделала тестирующую систему для игр-стратегий вроде крестиков-ноликов. Другая команда — интерпретатор иностранного языка, а мы занимались проработкой игры «Лабиринт». Что-то получилось, что-то нет. Это был наш первый опыт, попробуем в следующем году усовершенствовать навыки. Это касается и математики.