«Нищая» профессия? Сколько зарабатывают московские учителя и зачем всем об этом знать

16 января 2020 18:00

«Нищая» профессия? Сколько зарабатывают московские учителя и зачем всем об этом знать

Каково быть классным руководителем в средней школе? Примерно так: однажды вы заходите в кабинет, где вас ждут двадцать-тридцать пятиклашек, десятилетних детей, каждому из которых – как и вам – страшно. И следующие семь лет вы отвечаете за то, что происходит с ними в стенах этой школы. Стараетесь повысить их успеваемость. Защищаете от выпадов старшеклассников. Уделяете внимание каждому. Неизбежно конфликтуете с ними и, что еще ужаснее, с их родителями.  

А ещё наблюдаете, как они растут, превращаясь из малышей в молодых людей. Какими они станут к своим семнадцати-восемнадцати годам – тоже во многом зависит от вас. Кто-то считает, что классный руководитель нужен только для решения организационных вопросов. Но любой опытный педагог точно знает, что это не так.

Кто ближе всех к ученикам?

Классное руководство – особый вид руководства. Ты не только управленец, но ещё и тьютор, детский психолог, организатор внеклассных мероприятий, консультант по профориентации, помощник, защитник и тот самый взрослый, на которого можно положиться. Словом, воспитатель, а иногда даже и нянька – только для подростков.

Конечно, такой труд должен оплачиваться. И это будет сделано: Владимир Путин объявил, что в этом году всем классным руководителям начнут доплачивать не менее 5 тысяч рублей в месяц. Сохранив также все региональные надбавки. Например, в Москве с 2018 года за классное руководство учителю доплачивают 12 500 рублей. То есть, в сумме педагог столичной школы получит прибавку к зарплате в 17,5 тысяч.

По словам президента, именно классный руководитель в первую очередь отвечает за воспитание детей вне семьи. Это так. И такая профессия просто не может сохранять тот статус, который, к несчастью, закрепился за ней в конце девяностых – начале нулевых. Никто не хочет быть учителем, убеждены «дети перестройки». Это нищенская зарплата при максимальной отдаче на рабочем месте. Так было. Но все меняется – уже сейчас. 

Как профессия педагога стала престижной в Москве

Изменения в московской системе образования – хороший пример того, как из «нищенской» работы профессия учителя превращается в престижную. Молодых учителей уважают, а на места в педагогические вузы вновь серьёзный конкурс. Как это получилось? Во-первых, город поощряет педагогов.

Средняя зарплата школьного учителя в Москве в конце 2019 года составила 117,5 тысяч рублей с учетом городских надбавок. Это в три раза больше, чем в 2010-м. Учителя получают гранты за успехи в работе, вклад в развитие проекта «Московская электронная школа» и пресловутую доплату за классное руководство.

Благодаря тому, что труд учителей ценят, стремительно растёт и качество образования в столичном регионе. По итогам 2019 года Москва вошла в топ мировых лидеров по качеству школьного образования согласно рейтингу PISA – Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся. За три года по показателю «читательская грамотность» московские школьники поднялись на три пункта (с 6-го – на 3-е), а по показателю «естественнонаучная грамотность» – на шесть (с 12-го – на 6-е).

Что самое главное? Что останавливаться на одной лишь Москве никак нельзя. Регионы должны поддерживать учителей. В конце концов, это люди, которые воспитывают наших детей. Помогают им, когда мы далеко. Помогают нам понять, что их беспокоит. Это очень важные люди. Новая президентская надбавка, которой обеспечат классных руководителей по всей стране, - может, и не большой, но очень значимый шаг на пути к возрождению статуса этого дела.


Новости по теме

23/11/2019
5 лет назад
type 1
type 2 18

Один день в московском колледже, или Где осваивают профессии будущего

Что общего между программированием и картиной, как научить робота и лампу взаимодействовать и почему важно внедрять игровые практики в образовательный процесс — в материале <span style="color:red"><span style="color:red">mos</span>.ru</span>.