После того, как московские школьники с 6 по 11 класс перешли на дистанционное обучение, заболеваемость среди них уменьшилась почти в два раза. Это тысячи спасенных жизней. Какие еще плюсы от удаленки получили школьники и их родители?
Это безопасно
5000 человек – такова цена вопроса. Если б не переход на удаленку, то в Москве заболело бы на 5000 человек больше.
С 4 октября еженедельная заболеваемость в столице, как и общее число выявленных заболевших, выросла больше, чем вдвое. Так произошло во всех возрастных группах, кроме одной. Среди учеников средней и старшей школы заболеваемость осталась на том же самом уровне, что и в начале октября.
А теперь представьте, что было бы, если бы в Москве с 5 по 18 октября не объявили бы двухнедельные каникулы, а 19 октября не ввели дистанционное обучение для средних и старших классов?
Все могло быть куда хуже. По подсчетам эпидемиологов, сейчас болели бы примерно на пять тысяч человек больше, а общее количество заболевших учеников составило бы почти семь тысяч. Добавьте к ним еще тысячи пожилых родственников, которые заразились бы от школьников (по данным Роспотребнадзора, 17% заболевших заражаются дома от инфицированных детей). Для подавляющего большинства бабушек и дедушек эта встреча с вирусом могла стать фатальной.
Даже в том идеальном случае, если бы ни один из заболевших школьников не заразил бы никого из своих родных, - даже тогда общая заболеваемость COVID-19 в Москве выросла бы на 12 процентов.
Домашний режим дал московским школьникам безопасность, а их родителям - уверенность в том, что ребенок максимально защищен. Ведь это главная, базовая ценность, ради которой можно перетерпеть любые временные неудобства.
Это гораздо комфортней, чем в классе с окнами нараспашку
Неудобства от дистанционного обучения сейчас испытывают многие – с ними столкнулся почти весь мир. Весной на дистанционку перешли более 50 государств. Никто из них не был на 100% к ней готов – угодить одновременно и учителям, и учащимся, и родителям не удалось практически никому. Одной из проблем для многих стран стало отсутствие компьютеров у детей.
Например, в Португалии почти у 20% школьников, а это 200 тысяч человек, нет дома компьютеров и выхода в сеть. Дошло почти до абсурда: «школьными связными» стали почтальоны, они приносили детям распечатанные задания и передавали выполненные уроки учителям.
В Москве таких проблем не было. Московские школы выдали ноутбуки и компьютеры в безвозмездное пользование семьям, которые в них нуждались.
Родители из Бельгии жаловались на систему обучения – они были недовольны тем, что учителя присылают задания без объяснения материала, а в педагогов были вынуждены превращаться сами родители.
А некоторые страны выбрали свой путь – к примеру, нынешней осенью Великобритания перешла на очное обучение. Вот только это нисколько не радует ни британских учителей, ни школьников.
Из-за антиковидных правил школы должны часто проветривать помещения, и в результате в школах очень холодно – и учителя, и ученики вынуждены мерзнуть на уроках при температуре 13°. В опросе компании Teacher Tapp, 64% ответивших учителей заявили, что они обязаны держать окна открытыми все время. Свежий воздух, безусловно, снижает риск подцепить ковид, но вот воспаление легких дети могут все же получить в таких условиях очень быстро и легко. И это еще не все. В классах информатики теперь запрещена работа на компьютерах, чтобы не передавать вирус через клавиатуру.
Вот только много ли пользы принесет такое очное обучение, и чем оно лучше удаленки?
Это интересно
Что касается системы обучения, то в Москве ее создали задолго до пандемии.
«Московская электронная школа» — проект для учителей, учеников и их родителей, который дает детям возможность учиться по-новому в интересной им среде. Библиотека «МЭШ» — это сервис, к в котором размещено более 49 тысяч сценариев уроков и более шести тысяч видеоуроков, свыше 1600 электронных учебных пособий, 348 учебников, свыше 120 тысяч образовательных интерактивных приложений, восемь уникальных виртуальных лабораторий, 245 произведений художественной литературы, а также огромное количество тестовых заданий, соответствующих содержанию ОГЭ и ЕГЭ, и многое другое.
И несмотря на возросшую в полтора раза нагрузку на электронные журналы и дневники, «МЭШ» работает бесперебойно.
Что еще важно, система дистанционного обучения стала более защищенной. Помните случаи, когда пароль доступа к уроку становился известным посторонним, и те фактически срывали онлайн-урок? Таких историй было несколько по стране. А сейчас учитель может в любой момент отключить хулигана от урока. До смешного доходит - недавно преподаватель случайно удалил из классного чата инспектора, когда тот без предупреждения попробовал подключиться к уроку для эксперимента и проверки безопасности.
Ежедневно к урокам подключаются свыше 500 тысяч московских учеников и учителей, а за месяц прошло уже более трех миллионов онлайн-уроков для учеников 6–11-х классов: почти 580 тысяч уроков по английскому языку, свыше 576 тысяч по математике и математическим наукам, более 322 тысяч по русскому языку.
За это время школьники, обучающиеся дистанционно, получили свыше 16 миллионов оценок, которые учителя выставили в электронных журналах «МЭШ».
Понятно, что новое всегда пугает – когда выходишь из зоны комфорта, все неудобно и непривычно и для взрослых, и для учеников. Дети скучают по живому общению и урокам в классе, а в родительских чатах порой соседствуют взаимоисключающие просьбы: "Уберите уроки физкультуры, зачем детям прыгать у компьютеров!" и "Сделайте больше уроков физкультуры, пусть ребенок почаще встает из-за стола!".
Но именно сейчас ребята получают непростой опыт, который учит новым навыкам, которые обязательно пригодятся в будущем, и открывает уникальные возможности. И дети справляются очень достойно.
А кое-кому из них дистант даже помог по-новому раскрыться – тем из них, кто не любит публичности и раньше стеснялся отвечать у доски. Для них процесс учебы стал только комфортнее. Но самое главное – переход на удаленку сохраняет жизни и здоровье тысяч людей.