В последние годы среди московских школьников растет число победителей и призеров всероссийских и международных олимпиад, а столичное образование по праву занимает лидирующие позиции не только в России, но и в мире. Об этом на заседании Президиума Правительства Москвы сообщил руководитель столичного Департамента образования и науки Исаак Калина.
В России…
Докладывая об итогах реализации программы «Столичное образование» в 2018 году, он рассказал, что москвичи впервые завоевали более половины дипломов победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, которая прошла в 2018 году.
Всего же победителям и призерами всероссийской олимпиады стали 906 московских школьников (39,7 процента от общего числа дипломов), что также стало очередным рекордом.
Продолжает расти число московских школ, ребята из которых становятся победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников. В 2018 году лидеры заключительного этапа представляли 227 столичных школ (более 40 процентов от общего количества образовательных учреждений Москвы). Для сравнения: в 2010 году победителями и призерами олимпиады были ученики 74 школ.
Результаты москвичей на Всероссийской олимпиаде школьников
Показатель
|
2010
|
2018
|
Количество московских победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады
|
76 человек
|
191 человек
|
Доля по России
|
23,8 процента
|
50,6 процента
|
Количество московских победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады
|
278 человек
|
906 человек
|
Доля по России
|
18,8 процента
|
39,7 процента
|
Количество московских школ, подготовивших победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады
|
74 школы
|
227 школ
|
Результаты сдачи Единого государственного экзамена по итогам 2017/2018 учебного года показали, что качество знаний и конкурентоспособность московских выпускников продолжает расти.
В 2018 году по итогам ЕГЭ 21,6 тысячи выпускников московских школ набрали 220 и более баллов по трем предметам (2010 год — 6,8 тысячи). Из них:
— 220–249 баллов — 11,7 тысячи человек (2010 год — 5,3 тысячи);
— 250–279 баллов — 8,4 тысячи человек (2010 год — 1,4 тысячи);
— 280 и более баллов — 1,5 тысячи человек (2010 год — 0,1 тысячи).
{image}
…и в мире
Как показали международные исследования, уровень школьного образования в Москве является одним из самых высоких в мире. Согласно международной программе PISA, по уровню читательской и математической грамотности московские школьники входят в шестерку лучших в мире. По результатам международного исследования PIRLS, по уровню читательской грамотности московские четвероклассники занимают первое место в мире.
В 2018 году международная консалтинговая компания Bain & Company провела исследование систем образования 20 мегаполисов мира, по результатам которого Москва заняла пятое место. В исследовании учитывались средний уровень знаний школьников, доступность знаний и достижения сильнейших учеников. Кроме того, Москва наряду с Сингапуром, Шанхаем, Хельсинки и Гонконгом отнесена к группе городов с передовым образованием, то есть был отмечен высокий уровень знаний и высокая плотность результатов учащихся.
Золотой рекорд: подведены итоги международных олимпиад этого годаЗнания мирового уровня: три рассказа победителей международных школьных олимпиад
Высокие результаты столичные учащиеся показывают на международных предметных олимпиадах. В 2018 году московские школьники завоевали на таких интеллектуальных соревнованиях 22 награды — 13 золотых и девять серебряных медалей.
2–7 сентября 2018 года состоялась III Московская олимпиада школьников крупных городов и столиц мира (олимпиада мегаполисов). По традиции состязания проходились по четырем общеобразовательным предметам — математике, информатике, физике ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/62b/1300_800_1/62bc8ccef8d9c3035d1cc525e17d4065.jpg" alt="Учащиеся 227 столичных школ стали победителями и призерами всероссийской олимпиады" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/f6b/1300_800_1/f6b0d818e30e5fb8e89f2afff86b6c0e.jpg" alt="Учащиеся 227 столичных школ стали победителями и призерами всероссийской олимпиады" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/58c/1300_800_1/58cb8dcb60e73d36cc4f3bb5a656a7a1.jpg" alt="Учащиеся 227 столичных школ стали победителями и призерами всероссийской олимпиады" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/8f3/1300_800_1/8f342702820ab2f30a8eaf34fcd93c81.jpg" alt="Учащиеся 227 столичных школ стали победителями и призерами всероссийской олимпиады" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/e42/1300_800_1/e4219237f9a05d19ac2252bc509fb82f.jpg" alt="Учащиеся 227 столичных школ стали победителями и призерами всероссийской олимпиады" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/6b9/1300_800_1/6b96fda62d28784bc85134db8285e6cd.jpg" alt="Учащиеся 227 столичных школ стали победителями и призерами всероссийской олимпиады" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/32a/1300_800_1/32a900ad49bfa674d31ce4c68f53ed41.jpg" alt="Учащиеся 227 столичных школ стали победителями и призерами всероссийской олимпиады" />.
В олимпиаде приняли участие 264 школьника из 33 мегаполисов. По итогам команда Москвы заняла первое место, набрав 736 баллов и обойдя такие города, как Шанхай (638 баллов), Санкт-Петербург (628 баллов), Гонконг (627 баллов) и другие.
{image}
Достичь высоких результатов
На повышение качества образования положительно влияет новая логика финансирования школ столицы (принцип «деньги следуют за учеником»), а также устранение неравенства в их денежном обеспечении.
К числу других ключевых факторов развития городского образования относятся:
— повышение заработной платы учителей и освобождение времени педагогов для основной работы за счет снижения бюрократической нагрузки, использования в работе мобильных устройств (ноутбук, планшет), развития электронных образовательных ресурсов (проект «Московская электронная школа»);
— создание крупных образовательных комплексов, которые обеспечивают многопрофильность программ обучения, разнообразие дополнительного образования, массовое участие детей в интеллектуальных соревнованиях;
— широкий выбор профилей образования практически в каждой школе, эффективный учебный план и возможность гибкого изменения образовательной программы для каждого ребенка;
— развитие предпрофессионального образования (инженерные, медицинские, кадетские и академические классы, «Курчатовский проект», проект «Кружок от чемпиона» и другие);
— расширение участия школ в олимпиадном движении.
{image}{image}{image}{image}{image}
Награды для лучших школ
Одним из инструментов мотивации к достижению лучших образовательных результатов стали гранты Мэра Москвы. Их ежегодно присуждают школам за их вклад в повышение качества столичного образования (всего 220 грантов):
— 20 грантов I степени по 30 миллионов рублей;
— 50 грантов II степени по 20 миллионов рублей;
— 100 грантов III степени по 10 миллионов рублей;
— 50 грантов за создание в школах благоприятной социокультурной среды по четыре миллиона рублей.
Гранты Мэра Москвы присуждаются на основе рейтинга вклада школ в качественное образование, учрежденного в 2011 году. При его формировании учитываются следующие параметры:
— результаты ГИА-11 и ГИА-9 — то есть каждый ученик своими достижениями может увеличить сумму баллов своей школы;
— результаты Всероссийской и Московской олимпиад школьников;
— надежность внутришкольной системы оценки качества образования;
— развитие профессиональных умений и профессионального мастерства;
— результативная работа с дошкольниками;
— работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности;
— результативная работа по профилактике правонарушений;
— включение социокультурной среды Москвы в образовательный процесс;
— качество образования в школах, расположенных на одной территории;
— развитие массового любительского спорта.
С 2018 года претендовать на их получение могут также частные образовательные организации. Кроме того, начиная с прошлого года средства грантов могут быть использованы школами-получателями только на материальное поощрение педагогов и сотрудников образовательных организаций. Ранее эти деньги могли быть также направлены на развитие материально-технической базы школ.
{image}