Гидравлические клешни и водосливные устройства. Как работают вертолеты Московского авиационного центра

20 ноября 2019 12:37

Гидравлические клешни и водосливные устройства. Как работают вертолеты Московского авиационного центра

Лучший пилот вертолета Москвы Алексей Паршиков провел шоу в воздухе и рассказал, как работает пожарно-спасательная авиация столицы.

В Москве подвели итоги регионального этапа фестиваля «Созвездие мужества», посвященного технике безопасности и спасения людей. Ежегодно в нем участвуют сотрудники МЧС России и связанных с ним министерств и ведомств, а также журналисты и граждане, проявившие героизм и мужество в чрезвычайных ситуациях.

Лучшим пилотом пожарного вертолета в 2019 году стал инструктор-методист Московского авиационного центра (МАЦ) Алексей Паршиков. Победитель конкурса продемонстрировал свое мастерство во время шоу в небе, а после рассказал mos.ru о своей профессии и принципах работы пожарной авиации.

{image}

Пожары, завалы, аварии

В 2019 году вертолеты МАЦ приняли участие в тушении более 12 крупных пожаров в Москве и области.

В распоряжении МАЦ четыре пожарных вертолета — 28-тонный гигант Ми-26Т и три Ка-32А. Последние, более маневренные, применяют не только для тушения пожаров, но и для разбора завалов, транспортировки грузов и эвакуации людей. Для этих целей к вертолету цепляют водосливные устройства, гидравлические захваты или спасательные лебедки. Кроме того, специально для Ка-32А разработали уникальную систему горизонтального, бокового и вертиГидравлические клешни и водосливные устройства. Как работают вертолеты Московского авиационного центраass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/ed1/1300_800_1/ed1f91db5afc61ab67d938601def42f4.JPG" alt="Гидравлические клешни и водосливные устройства. Как работают вертолеты Московского авиационного центра" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/8e6/1300_800_1/8e64ec693faf91c0a445e22d36154144.JPG" alt="Гидравлические клешни и водосливные устройства. Как работают вертолеты Московского авиационного центра" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/0dd/1300_800_1/0dd147e0f49ddfe5d3b968c3890a1861.JPG" alt="Гидравлические клешни и водосливные устройства. Как работают вертолеты Московского авиационного центра" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/697/1300_800_1/6972aaa006f58b689810725acf4c8c83.jpg" alt="Гидравлические клешни и водосливные устройства. Как работают вертолеты Московского авиационного центра" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/2d8/1300_800_1/2d8c009e37754e5825c8c81c2b8245b2.JPG" alt="Гидравлические клешни и водосливные устройства. Как работают вертолеты Московского авиационного центра" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/826/1300_800_1/826011b4b64394b484a1232a7847cf9f.JPG" alt="Гидравлические клешни и водосливные устройства. Как работают вертолеты Московского авиационного центра" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/db3/1300_800_1/db30a515199f442d29b933ee968c9e3a.JPG" alt="Гидравлические клешни и водосливные устройства. Как работают вертолеты Московского авиационного центра" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/b73/1300_800_1/b73fdacee539d804e696a4ab13cce6fd.JPG" alt="Гидравлические клешни и водосливные устройства. Как работают вертолеты Московского авиационного центра" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/b25/1300_800_1/b25135f2f564f41e425a71f6f9bae213.JPG" alt="Гидравлические клешни и водосливные устройства. Как работают вертолеты Московского авиационного центра" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/6a5/1300_800_1/6a5bf487c0ad31b8bbee10480083f773.JPG" alt="Гидравлические клешни и водосливные устройства. Как работают вертолеты Московского авиационного центра" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/cbd/1300_800_1/cbde18dc0cd09de8bfba91dd74199e86.JPG" alt="Гидравлические клешни и водосливные устройства. Как работают вертолеты Московского авиационного центра" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/0f1/1300_800_1/0f1fc7b8d83952340426231cb17c3957.JPG" alt="Гидравлические клешни и водосливные устройства. Как работают вертолеты Московского авиационного центра" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/92a/1300_800_1/92a7de55a7d636df12e5a204520f0ad3.JPG" alt="Гидравлические клешни и водосливные устройства. Как работают вертолеты Московского авиационного центра" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/07e/1300_800_1/07ef7fc5000a4adf9ac6af29fc23b238.JPG" alt="Гидравлические клешни и водосливные устройства. Как работают вертолеты Московского авиационного центра" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/4e0/1300_800_1/4e014c48ae57e15ac6c144e62e6ef681.JPG" alt="Гидравлические клешни и водосливные устройства. Как работают вертолеты Московского авиационного центра" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/88e/1300_800_1/88e4c3c2e80e45521c60ebf3bb355f7d.JPG" alt="Гидравлические клешни и водосливные устройства. Как работают вертолеты Московского авиационного центра" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/ee7/1300_800_1/ee7551745d34fd5e1f8241e80c3c4b46.JPG" alt="Гидравлические клешни и водосливные устройства. Как работают вертолеты Московского авиационного центра" />о пожаротушения, которая успешно показала себя в 2012 году во время тушения пожара в башне «Федерация» в «Москва-Сити». Вертолет способен провести в воздухе более трех часов, взять на борт до 13 человек и поднять груз весом до пяти тонн.

{image} {image} {image}

«Ка-32А — один из лучших вертолетов, на которых я летал, — рассказывает Алексей Паршиков. — Именно для своих задач. Он компактный, не сильно реагирует на ветер. Это большой плюс, особенно в условиях плотной застройки города».

На вертолетном шоу в селе Песье Алексей Паршкиков продемонстрировал, как работает водосливное устройство (ВСУ) на внешней подвеске. Мягкое «ведерко» состоит из технической полиамидной ткани, каркаса из двух металлических колец и сливного клапана. Модификация ВСУ-5А вмещает в себя до пяти кубометров жидкости. Набирать воду можно из любого водоема глубиной около двух метров. Верхнее кольцо каркаса частично наполнено свинцовой дробью — она быстро топит ВСУ, поэтому для забора пяти тонн воды достаточно нескольких секунд. На шоу вертолет Алексея зависал над озером, погружая емкость, после чего делал круг над лесом и сбрасывал вниз мощный поток воды.

{image} {image} {image} {image}

«Слив выполняет бортовой механик, — поясняет Алексей Паршиков. — Либо сам прицеливается, либо по команде экипажа. Он сидит у задней двери вертолета, у него тоже выпуклый блистер (иллюминатор из прочной прозрачной пластмассы. — Прим. Mos.ru), он за всем наблюдает. Но, как правило, они летают с открытой дверью. Не принято у нас летать в одиночку — команда должна работать».

После показательного «тушения пожара» Алексей увел машину на вертолетную площадку в поселение Щапово. Там он продемонстрировал, как работает гидравлический захват ГРАПЛ, который применяют для растаскивания завалов, расчистки мест ДТП и других задач, когда нужно быстро и точно поднять в воздух груз.

ГРАПЛ похож на огромную металлическую клешню: два зазубренных «клыка», соединенных мощной втулкой, висят на 30-метровом тросе. Они способны раскрываться на 2,2 метра, сжиматься за восемь секунд и удерживать в захвате груз весом до пяти тонн. В гражданской авиации использование гидравлических захватов считается высшим пилотажем, поскольку пилоту необходимо почти неподвижно зафиксировать вертолет над грузом, который нужно поднять, а оператор должен дистанционно захватить предмет.

{image} {image} {image} {image}

«ГРАПЛом управляю я, но механик мне подсказывает, потому что конструкция сложная: сверху клапан стоит, желательно его не ударить, чтобы не разрушить. Плюс мне не всегда из кабины все видно. Самое сложное — во время больших аварий, когда нужно эвакуировать машину, точно зависнуть над ней и не повредить рядом стоящие. Я могу чуть влево сместиться, и вертолет закроет мне объект. Тогда я поднимаю вертолет только по команде. Случаи бывают всякие, бортмеханик всегда подсказывает. Он лучше видит, ему удобнее и у него свободные руки», — рассказал Алексей Паршиков.

В рамках шоу пилот поднял ГРАПЛом в воздух старый автомобиль, сделал несколько кругов над поселением и бережно опустил его обратно. После этого Алексей посадил вертолет на площадку. Через мгновение под фюзеляж, в пространство между шасси, нырнул техник МАЦ и за минуту отсоединил крепление подвески и гидравлику.

Тысячи часов в воздухе

Алексей Паршиков работает в Московском авиационном центре с 2017 года, однако за штурвалом вертолета он провел уже 28 лет — с тех пор как поступил в Сызранское высшее военно-авиационное училище. После выпуска он продолжил учебу в Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова и служил летчиком на Балтике.

{image}

В авиацию он пошел по стопам отца, который тоже был пилотом вертолета. Теперь у Алексея четверо детей, и его старший сын поступил в авиационное училище.

«Отговорить не пытался — профессия хорошая, — говорит Алексей Паршиков. — Будучи пилотом, можно попасть как в Вооруженные силы, так и в другие структуры. Главное, чтобы работа нравилась. Пока не жалуется».

За время летной работы Алексей провел в воздухе около двух тысяч часов и освоил пять типов воздушных судов: Ми-8, Ми-24, Ми-26, Ка-27, Ка-32А.

В ближайшее время пилоту предстоит познакомиться с еще одной машиной. У вертолета Ка-32А 1989 года выпуска, который в авиационном центре называют ветераном, закончился нормативный срок службы. Его заменит более новая модификация — Ка-32А11ВС. По словам директора МАЦ Кирилла Святенко, вертолет уже готов, и сейчас на заводе-изготовителе его проверяет комиссия Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы, а также инженеры авиационного центра.

{image}

Совершить первый полет на новичке и перегнать его с завода на аэродром Остафьево, где базируется МАЦ, доверили Алексею Паршикову как лучшему пилоту Москвы. Переучиваться ему для этого не придется: класс вертолета пилоту уже знаком. «Это как пересесть с одной машины на другую: принцип работы тот же, просто поменялось положение кнопок, рычагов, дисплеев», — комментирует Кирилл Святенко.

Новый вертолет будет мощнее предшественника. При тех же габаритах его максимальная взлетная масса — 12,7 тонны. Это на 1,7 тонны больше, чем у Ка-32А. Максимальная дальность его полета — 670 километров, что почти в два раза больше, чем у старой модели. Кроме того, Ка-32А11ВС отличается обновленной рулевой системой, в которую добавили гидроусилители, электронным оборудованием и увеличенным сроком эксплуатации: вертолет рассчитан на 32 тысячи летных часов.

{image} {image} {image} {image}

«Перед вылетом вертолет обязательно надо потрогать, погладить. С ним же вместе в воздух подниматься. Вылеты не рутина, но и волнения особого нет. Это работа. Те, кто водит машину, волнуются, подходя к ней? Здесь примерно то же самое. Но каждый вылет — особенный», — утверждает Алексей Паршиков.

Московский авиационный центр был создан в 2003 году. Сейчас в его распоряжении 10 воздушных судов: тяжеловес Ми-26Т, три вертолета среднего класса Ка-32А, пять многоцелевых ВК117 С-2 и легкий вертолет Bell-429. Вертолеты Ка-32А и Ми-26Т в основном применяют для тушения пожаров с воздуха. Вертолеты ВК117 С-2 оснащены современным медицинским оборудованием и чаще всего используются для санитарных перевозок. Bell-429 используют для мониторинга, воздушной разведки и обеспечения работ комиссии по чрезвычайным ситуациям Москвы.


Новости по теме

30/12/2022
2 года назад
type 1
type 2 2

Московский нефтеперерабатывающий завод построил новый терминал железнодорожной отгрузки топлива

Установка полностью герметична и оборудована устройством улавливания испарений, что исключает попадание паров нефтепродуктов в атмосферу