Принято решение о строительстве станции метро в Гольянове
Время поездки в центр города и обратно для жителей района сократится на 40–45 минут.
10 сентября 2019 00:00
Построить вокруг города железную дорогу, которая отвечала бы требованиям промышленной эпохи, московские предприниматели задумали еще в 1860–1870-х годах. Москва становилась главным железнодорожным узлом России, и ее густонаселенный центр теперь загромождали еще и транзитные грузы. Новый проект должен был помочь разгрузить центр: удобное железнодорожное сообщение на окраинах привлекло бы туда горожан, позволило бы повысить цены на жилье возле станций, а устройство новых складов освободило бы центральные улицы от обозов.
Первый проект подобной дороги в 1869 году составил московский купец Григорий Сушкин. Три года спустя детальный план, основанный на опыте использования аналогичных путей сообщения в Берлине и Париже, в городской думе представили инженер Андрей Горчаков и Александр Прохорщиков. Предложенная ими окружная дорога длиной 25 верст (26,6 километра) почти на всем своем протяжении проходила по границе города — Камер-Коллежскому валу. Этот проект обсуждали в думских комиссиях восемь лет, после чего Биржевой комитет заключил: строительство нецелесообразно.
О том, что вердикт чиновников был ошибочным, стало ясно уже в 1894 году, когда на российских железнодорожных линиях произошел коллапс из-за недостаточной пропускной способности Московского узла: сеть была загружена товарными вагонами. Все железные дороги, сообщавшиеся с Николаевским, Казанским и Ярославским направлениями, производили передачу вагонов с грузами на Николаевской дороге, пересекая при этом ее главные пути, занятые поездами. Это и стало главной причиной коллапса.
Тогда Москва принимала грузы с шести магистральных направлений, строились еще четыре. Для решения проблемы необходимо было «развязать» Московский железнодорожный узел. 7 ноября 1897 года на Особом правительственном совещании император Николай II «признал желательным» строительство Московской окружной железной дороги.
Инженерный проект выбирали в ходе конкурса — комиссия рассматривала 13 вариантов. Предложенные инженерами схемы движения были главным образом направлены на вывод транзитного груза с самых напряженных соединительных линий центра Москвы. В марте 1898 года Министерство путей сообщения утвердило проект действительного статского советника инженера Петра Рашевского. Согласно его плану, двухпутная кольцевая дорога протяженностью 51 верста (54,4 километра) проходила за чертой города и была связана со всеми железнодорожными артериями Московского узла 22 однопутными ветвями (общей протяженностью 62 версты — 66,1 километра). Сметная стоимость объекта составляла 55 миллионов рублей, но расходы удалось сократить до 38,7 миллиона.
Строить Московскую окружную железную дорогу (МОЖД) начали 3 августа 1903 года. Курировал строительство московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович. К участию привлекли лучших инженеров и архитекторов. Мосты, в том числе Андреевский и Дорогомиловский, проектировали известные инженеры-мостостроители Лавр Проскуряков и Николай Белелюбский. Над обликом сооружений работал выдающийся архитектор Александр Померанцев — автор проекта Верхних торговых рядов на Красной площади (ныне ГУМ).
Сооружения нового московского кольца Померанцев оформил в стиле русский модерн. Станционные павильоны из красного кирпича с белой отделкой построили по типовым проектам — за исключением зданий на станциях Братцево, Владыкино, Воробьевы Горы, Пресня, Серебряный Бор и Лихоборы, а также остановочных пунктов Военное Поле и Потылиха.
{image}{image}{image}{image}{image}{image}{image}{image}
Несмотря на то что первоначально окружная железная дорога находилась за чертой города, все ее объекты создавали как часть единого городского ансамбля. «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид», — написал Николай II на титульном листе проекта Рашевского. Над его реализацией работали в соответствии с этим замечанием. Черепицу для крыш павильонов поставляли из Варшавы, а станционные часы заказывали у швейцарской фирмы «Павел Буре». По замыслу Рашевского, новая дорога, в первую очередь предназначенная для грузоперевозок, должна была стать и пассажирской. Поэтому на станциях работали кассы и залы ожидания. Кроме того, все станционные помещения отапливались.
Помимо 19 зданий на 14 станциях и остановочных пунктах, в архитектурно-инженерный комплекс Окружной дороги вошли четыре больших и 68 малых мостов, 30 путепроводов, а также жилые дома для железнодорожных служащих и сооружения технического назначения. Все пассажирские постройки находились с внутренней стороны кольца, а товарные платформы и станционные пути — с внешней. Отсчет верст Окружной велся от точки ее пересечения с Николаевской железной дорогой.
Проект не имел аналогов в мире. Для зарубежных инженеров, приезжавших в Москву знакомиться с уникальной железной дорогой, устраивали экскурсионные рейсы по строящемуся кольцу.
{image}{image}{image}{image}{image}{image}
19 июля 1908 года по кольцу прошел первый поезд. Изначально здесь ходили паровозы серии ОВ — «овечки», а затем их сменили составы серии Э. Как и было задумано, Окружная дорога разгрузила подъездные пути к московским вокзалам.
Она стала главной грузовой артерией Московского железнодорожного узла: товарные поезда, выходившие с Николаевского вокзала, следовали на станцию Пресня Окружной через Московско-Брестскую дорогу. Сюда составы шли двойной тягой, а на станции их разъединяли, и один паровоз ехал по часовой стрелке, а другой — против. Пройдя полный круг, составы снова приезжали на Пресню, смыкались и возвращались на Московско-Брестское направление.
{image}
Благодаря новой системе грузооборот вырос в несколько раз. К дороге один за другим примыкали новые подъездные пути, связывавшие ее с заводами и фабриками. Однако для пассажирских перевозок такая система была неподходящей: расцепка состава занимала довольно много времени, и поездка получалась долгой. Кроме того, дорога проходила намного дальше от центра, чем предполагалось на этапе планирования: привлечь внимание к окраинам города не удалось.
Билеты стоили недешево — тарифная система не была продумана должным образом. Пассажирские перевозки отменили уже через четыре месяца после запуска движения по Окружной.
В мае 1909 года тарифы скорректировали, ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/275/1300_800_1/2755a6935d83208b6dd82ca4344f029a.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/62b/1300_800_1/62be8fab5c2bc39262641460b11748ed.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/982/1300_800_1/98291706dd2b0affeb1c7a80d2aa915d.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/a92/1300_800_1/a92912d7cd739f810f1b42d80d5b3c4e.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/fa3/1300_800_1/fa301a330db8eabf73e1697d34ff61b0.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/791/1300_800_1/791ab9d73dd6afe6dbd9744026d885bd.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/a99/1300_800_1/a99b874754f6b09654ecd8e9f3f0910e.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/be0/1300_800_1/be0c99a70163aeb298489eef63c7b3bd.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/fc0/1300_800_1/fc0f35b60cd140d7d08cb48131630c3b.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/62a/1300_800_1/62aafeed9a72fba0f41d47616df80012.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/ceb/1300_800_1/cebccd0cf0080b4c0dece1530a16fc04.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/cd6/1300_800_1/cd679cf43f8b7c963b45fbdc051aeb8b.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/9e3/1300_800_1/9e3eae671a38a11f057e9871fbf5c462.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/fbf/1300_800_1/fbf9d95b29870c546e8c467dbbae0832.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/405/1300_800_1/4054b41ae68d97bab1a04a7ab0b24eb1.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/6e3/1300_800_1/6e3c79074601707c06d7935859afe8e8.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/edf/1300_800_1/edf63c4368838f1ac32bbd76d576fb42.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/ee5/1300_800_1/ee57a26713b771401fedf134536299e7.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/c0f/1300_800_1/c0f9b18189f44dc9eb8182cd513c8cd8.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/834/1300_800_1/834948a60f05d6cf1b59c28592452c56.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/960/1300_800_1/96085392892e0827ad87138398741fa5.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/3cf/1300_800_1/3cff530d881b8c4e56c3d6dbafee59d9.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/738/1300_800_1/738b0bd7d124d2076dbc64689a3f00b8.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/edd/1300_800_1/edd9b103fadffee4f8c7a60bc4a362be.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/20f/1300_800_1/20f8c73894e0dbcf9be3e0d18d8c823c.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/c91/1300_800_1/c91a2f4592fb00027c89e1d270256019.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/845/1300_800_1/845ff65a56d3e67889bd46bbfed339b7.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/9e2/1300_800_1/9e2a078c35d406411dd982f7cdc52567.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/8db/1300_800_1/8dbe5ec0e1527d8fd96e4108988f20c8.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/a2b/1300_800_1/a2b34239351f6e3e02e992b66dbf6003.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ass="img-responsive" src="/upload/resize_cache/iblock/68d/1300_800_1/68dff6c325f5af286152a814b9a7ef54.jpg" alt="Предшественница МЦК: какой была Московская окружная железная дорога" />ане вновь могли пользоваться железнодорожным кольцом. До 1917-го рабочие ездили по ней на прилегающие к кольцу предприятия — те, которыми дорога обросла в годы промышленного подъема. После 1990-х, когда промышленность в стране пришла в упадок, именно их стали называть «ржавым поясом Москвы».
А в 1920-х годах в расположенных рядом районах появились удобные автобусные и трамвайные рейсы, и поезда стали невостребованными. В 1934 году пассажирское движение по МОЖД вновь закрыли.
{image}{image}{image}{image}
Во время Великой Отечественной войны грузовая Окружная дорога продолжала работать: с ее помощью осенью 1941 года крупнейшие промышленные предприятия эвакуировались из столицы, по ней же на фронт шли составы с танками и боеприпасами. Тогда МОЖД возглавляла Зинаида Троицкая, первая в истории женщина — начальник дороги.
К вопросу о возобновлении пассажирских перевозок на московском железнодорожном кольце не раз возвращались в советские годы. После войны Окружную, как и другие железные дороги города, планировали электрифицировать, однако выяснилось, что из-за особенностей конструкции старых мостов реорганизация будет слишком сложной и дорогостоящей.
В 1960-х об идее пустить по МОЖД пассажирские поезда снова вспомнили — и снова не реализовали ее. О той попытке пассажирам долгое время напоминал закрытый выход в середине станции метро «Ленинский проспект» — он должен был стать пересадкой на Окружную железную дорогу. В итоге так и случилось, но станция «Ленинский проспект» открылась в 1962 году, а пересадка на единственную подземную станцию Московского центрального кольца (МЦК) Площадь Гагарина открылась в 2016-м. Переход ждал своего часа больше полувека.
{image}{image}{image}{image}
Малое кольцо Московской железной дороги, разорванное в 2010 году из-за строительных работ близ станции метро «Лефортово» и потому остановившееся, преобразили за четыре года. Для осуществления уникального проекта были проведены масштабные работы: линию электрифицировали, пути и мосты полностью реконструировали, а сохранившиеся исторические здания МОЖД отреставрировали.
На кольце появилась 31 станция, транспортно-пересадочные узлы, интегрированные в систему метрополитена, расположили вблизи остановок наземного транспорта и перехватывающих парковок. 10 сентября 2016 года на МЦК запустили пассажирское движение. Поезда на «стальном кольце Москвы» начали перевозить горожан после перерыва длиной 82 года.
{image}{image}{image}{image}{image}{image}{image}{image}{image}
Сегодня Московское центральное кольцо — один из ключевых элементов нового транспортного каркаса города. В ближайшем будущем МЦК станет частью еще одного мегапроекта — Московских центральных диаметров (МЦД), которые свяжут систему метрополитена с пригородным сообщением благодаря реконструкции сквозных радиальных железнодорожных линий Москвы. Движение по МЦД-1 (Одинцово — Лобня) и МЦД-2 (Нахабино — Подольск) откроют уже в конце 2019 — начале 2020 года.
Архивные фотографии предоставлены Главархивом Москвы
Время поездки в центр города и обратно для жителей района сократится на 40–45 минут.