Низкие показатели смертности от коронавируса в Москве уже долгое время на дают покоя западным аналитикам, отказывающимся верить в то, что российская столица смогла справиться с эпидемией на порядок лучше ведущих мегаполисов планеты. Аргументы всегда сводятся к одному и тому же: либо российские власти занижают статистику, либо применяют неправильную систему подсчета. Сегодня в этом вопросе можно окончательно поставить точку.
Дело в том, что Москва теперь применяет новые рекомендации Минздрава России, в основу которых легли принципы, установленные актуальной международной классификацией болезней Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эти рекомендации позволяют усовершенствовать учет случаев, в которых коронавирусная инфекция была основной причиной смерти или стала катализатором, приведшим к обострению другой болезни. Несмотря на смену методики, московские показатели смертности остались одними из лучших в мире.
Среднегодовая смертность в апреле в Москве за последние три года составляет 10081 случая. В апреле 2020 года в столице было зафиксировано 11834 летальных исхода. Таким образом, 1753 случая можно считать превышением смертности. Сколько из них связано с коронавирусной инфекцией?
{image}
Первоначально озвученная цифра смертности от коронавируса в апреле в Москве (639 случая) уточнилась до 636. Это случаи, когда Covid-19 сыграл основную роль в гибели человека. Еще 169погибших — это люди с отрицательным тестом, но у которых патологоанатомическое исследование выявило признаки, похожие на последствия коронавируса.
756 человек умерли от других причин, но при этом имели положительный тест на коронавирус. Следуя новой методике, из этой группы можно дополнительно выделить те случаи, в которых Covid-19 оказал существенное влияние на развитие основного заболевания (таких — 333). Остается 192 необъяснимых случая превышения смертности в апреле, в которых еще предстоит разобраться.
Если учесть только случаи, где коронавирус был основной причиной смерти (как с положительным, так и отрицательным лабораторным тестом), летальность от коронавируса в Москве составит около 1,4%. Но даже если учесть всеass="img-responsive" src="/upload/iblock/27d/27df7a32909e490b0acce61cc5fe6ef4.png" alt="Новая методика, прежний вывод: смертность от коронавируса в Москве в разы ниже, чем в мировых мегаполисах" />ass="img-responsive" src="/upload/iblock/a41/a4139f39b464ea80d46496a153677335.png" alt="Новая методика, прежний вывод: смертность от коронавируса в Москве в разы ниже, чем в мировых мегаполисах" />умер от других причин с подтвержденным коронавирусом, даже при полном отсутствии пневмонии, показатель смертности не превысит 2,8%. Это, например, в разы ниже, чем в Нью-Йорке (10%) и Лондоне (20,8%).
Почему такая разница?
Во-первых, смертность в Москве вовсе не рекордно низкая. Зафиксированные показатели — это результат качественно проделанной работы, сопоставимый с рядом других мировых городов, которые успешно справились с эпидемией. А вот в Италии и США была зафиксирована рекордная смертность на дому из-за того, что людям банально не хватало коек в больницах. В российской столице койки были всегда, ни разу не возникало недостатка ИВЛ, ни одному пациенту не было отказано в госпитализации.
Во-вторых, в Москве 100% случаев смертей с подозрением на коронавирус проходят патологоанатомическое исследование с подробным посмертным анализом. Это позволяет не только точнее вести статистику, но и корректировать тактику лечения на основе получаемых таким образом данных.
{image}
Ситуацию с подсчетом смертей в тех же Соединенных Штатах иначе как бардаком не назовешь. С одной стороны, с момента начала эпидемии там фиксируется избыточная смертность, которая на многие тысячи опережает официальную статистику по смертям от коронавируса (об этом недавно писала газета The New York Times).
С другой стороны, CDC (местный аналог Роспотребнадзора) рекомендует включать в коронавирусную смертность все случаи, в которых был зафиксирован коронавирус. Исключение составляют разве что огнестрельные ранения. Не менее заинтересованы в приписывании тяжелого ковида всем подряд американские клиники. Это связано с тем, что государственная программа страхования Medicare предполагает увеличенные тарифы на оплату обслуживания таких пациентов.
На выходе получаем негласную войну между теми, кто пытается занизить статистику, и кто заинтересован в ее завышении. О какой точности исследований можно говорить в таких условиях?
{image}