Стали опытнее и терпеливее: как прошел 2020 год для столичных учителей

31 декабря 2020 08:15

Стали опытнее и терпеливее: как прошел 2020 год для столичных учителей

О том, чем уроки по видеосвязи отличаются от обычных и кто заменял учителей, если они заболевали, — в материале mos.ru.

В этом году московские школы из-за пандемии коронавируса оперативно перестроили образовательный процесс и перешли на дистанционный формат обучения. Mos.ru выяснил у учителей, как проходила работа, какие навыки они приобрели, с какими вызовами справлялись и как 2020-й изменил их взгляды на профессию и жизнь.


Павел Терехов: Наша школа была готова

Дистанционное обучение стало вызовом для системы образования всей страны. Столичные школы справились с ним достойно во многом благодаря развитой цифровой инфраструктуре и онлайн-ресурсам, таким как «Московская электронная школа» («МЭШ»).

В школе № 1210, например, учителя к началу пандемии уже были достаточно хорошо знакомы с информационными технологиями. Осенью 2019 года, когда о коронавирусе еще никто не слышал, в учреждении провели десятинедельную переподготовку всех педагогов по информационным компетенциям. Директор школы Павел Терехов в шутку называет это провидением.

«Мы организовали среди своих учителей курс “10 цифровых компетенций”. В течение 10 недель с помощью наших продвинутых учителей информатики абсолютно все педагоги прокачивали свои цифровые навыки в самых разных областях. Когда случилась пандемия, эти знания им очень пригодились — это был своего рода элемент провидения. Поэтому наша школа была хорошо готова».

Павел Терехов, директор школы № 1210

Павел Терехов,, директор школы № 1210

Директор добавляет, что техническая образованность — не единственное условие, важное для адаптации к дистанционке. Немалую роль здесь играет настрой, желание познавать новое и выходить из зоныкомфорта. Школа № 1210 помогала своим учителям, которым сложно было приспособиться, занималась с ними индивидуально, и теперь некоторые из них показывают лучшие результаты среди коллег.


Павел Терехов считает, что никогда не нужно унывать, какой бы ситуация ни казалась на первый взгляд. Нужно относиться к ней с оптимизмом, выжимать из нее все самое полезное.

«Дистанционное обучение для учителей — это не только иной формат проведения уроков, но и иной формат выстраивания отношений в собственной семье, как и для школьников с их родителями. По сути, вырабатывается еще одна компетенция, неочевидная. Те учителя, которые работали из дома, сначала говорили, что это неудобно, члены семьи недовольны, все друг другу мешают. Сейчас люди научились договариваться, и в семьях меняется микроклимат», — отмечает он.

Вместе с учениками директор школы № 1210 реализовал в этом году проект «Сказка на ночь». Это аудиосериал, который состоит из семи частей по 10–15 минут. Павел Терехов читает сказку Вениамина Каверина «Много хороших людей и один завистник». Школьникам и родителям проект понравился, количество прослушиваний превысило ожидания.

«Это интересный опыт, потому что в том числе и моим детям не хватало этого. Ведь когда идет будничная жизнь, не всегда хватает времени прийти и почитать детям сказку на ночь. И работа над этим проектом — пожалуй, одно из самых ярких и приятных воспоминаний 2020 года», — делится Павел Терехов.

Виктор Панфилов: Нужно радоваться даже мелочам

Виктор Панфилов учит детей русскому языку и литературе уже больше 10 лет. Он работает в школе № 1570 и в этом году, как и другие педагоги, преподавал дистанционно, в том числе и когда болел коронавирусной инфекцией.

«Тяжелое состояние было в первую неделю болезни. Но она пришлась на школьные каникулы. А дальше я чувствовал себя неплохо и проводил занятия онлайн. К тому же у нас были ассистенты — студенты Московского государственного педагогического университета. Они были в классе, и мы с ними вели урок, продумывали его ход, я им дистанционно помогал, настраивал их».

Виктор Панфилов, учитель школы № 1570 
Виктор Панфилов,, учитель школы № 1570


Учитель считает, что младшеклассникам сложнее привыкнуть к дистанционке, чем подросткам. Ведь главное в этой форме обучения — самоорганизация, которой у малышей еще нет.

«Самое сложное — то, что многие традиционные приемы проведения уроков на удаленке не работают. Нужно добавлять что-то новое и в то же время следить, чтобы детям это было интересно, чтобы они включались в процесс и могли бы на уроке узнать что-то новое», — считает Виктор Панфилов.

В семье у Виктора Панфилова тоже есть дети. Они еще дошкольники, но с апреля по сентябрь не посещали детский сад. Так что работать часто приходилось с шумными играми на фоне. На помощь приходила жена Виктора, которая уводила малышей гулять, чтобы папа мог вести уроки.

«Этот год научил нас, что нужно радоваться даже мелочам, не бояться нового, каких-то нетипичных ситуаций, в которые мы вынуждены попадать. Нужно быть готовым к этому», — рассуждает педагог.

Анастасия Аверкина: Это был потрясающий опыт

Анастасия Аверкина, учитель математики и информатики школы № 1363, в профессии всего четыре года. 2020-й принес ей ценный профессиональный опыт. По ее мнению, возраст и стаж не имеют значения, если человек открыт изменениям.

«Все дело в желании учиться. Не нужно бояться пробовать новые инструменты и технологии. Мы с коллегами часто проводим различные семинары, и в них участвуют все — и закаленные опытом педагоги, и молодые учителя, которые только пришли в школу».

Анастасия Аверкина, учитель математики и информатики школы № 1363
Анастасия Аверкина, , учитель математики и информатики школы № 1363

По ее мнению, дистанционное обучение — это в первую очередь новый опыт. Учитель взаимодействует с учениками, используя новые технологии, а это всегда пригодится в профессии.

Помимо проведения уроков на удаленке, Анастасия также в этом году осваивала роль классного руководителя. Кроме того, она участвовала в конкурсе «Учителя года Москвы», который проходил почти 10 месяцев.

«В этом году мне предстояло делать много нового и ответственного. Это был потрясающий опыт. Очень много нового пришлось узнавать и делать сразу, без раскачки, переучиваться. Классные часы, организационная работа с детьми, конкурс и работа в команде, дистанционка — все это было впервые. И опыт 2020 года, я думаю, поможет мне дальше себя реализовывать».
История вопроса
Конкурс «Учителя года Москвы — 2021» стартует 21 декабря

Анастасия рассказывает еще об одном качестве, которое она воспитала в себе в этом году. Благодаря командной работе на конкурсе она научилась делиться полученным опытом с коллегами. Педагог отмечает, что это стимулирует развитие всей команды, а еще дарит позитивные эмоции.

Но, пожалуй, самое важное, чему научил этот год, считает Анастасия, — это ценить здоровье: «Если его не будет, то и все остальное уже неважно. Все остальное приходит вместе со здоровьем, именно оно позволяет нам тренироваться, учиться и получать опыт».

Анастасия Чухнюк: Я научилась терпеливости и выносливости

На должность педагога начальных классов школы № 2097 Анастасию Чухнюк взяли после практики, которая прошла в рамках проекта «Учитель на замену» в октябре. Студентов последних курсов педагогических вузов и колледжей приглашали в школы, чтобы помогать учителям.

«В ситуации с коронавирусом многим учителям приходилось работать дистанционно, поэтому в вузы и колледжи стали поступать запросы. Студенты выпускных курсов на них откликались, и после этого их приглашали в школы. Проект планируют продолжать и дальше, после того как эпидемиологическая ситуация станет нормальной».

Анастасия Чухнюк, педагог начальных классов школы № 2097

 Анастасия Чухнюк,, педагог начальных классов школы № 2097

Проект «Учитель на замену» отличается от обычной педагогической практики тем, что стажер полностью погружается в жизнь своего класса, выполняет все функции, которые закреплены за основным учителем — ведет уроки, сопровождает детей в столовую, организует воспитательную деятельность, взаимодействует с родителями. Основной учитель подключается только в начале урока по видеосвязи и 20 минут объясняет ученикам новый материал.

Анастасия считает, что такой формат полезнее и для самих школьников. Благодаря ему не нарушается целостность учебного процесса.

«Дети отнеслись к присутствию учителя-ассистента абсолютно нормально Возрастные особенности младшеклассников требуют взаимодействия с основным учителем. Это значительно лучше, чем если бы к ним приходили разные учителя на замену. В этой ситуации дети быстро адаптировались, привыкли к моему присутствию».

История вопроса

Необычная практика и первое место работы — не единственные приятные моменты 2020-го для Анастасии. В этом году она участвовала в чемпионате профессионального мастерства WorldSkills Russia в компетенции «Преподавание в младших классах» и заняла второе место. Девушка рассказывает, что долго и упорно готовилась к этим соревнованиям: «За это время я многому научилась — терпеливости, выносливости, у меня укрепилось желание самореализовываться».

Анастасия уверена, что следующий год будет продуктивнее и принесет ей еще больше опыта.


Новости по теме