«Симптомы ОРВИ есть? За границу выезжали? С больными коронавирусом контактировали?» — хотя на два последних вопроса из трех ответ отрицательный, слышу в трубке: «Ждите, врач будет». Они не отмахиваются, мол, специалистов не хватает. Они просто делают свою работу.
Вызов принят, слышно по голосу, что специалист улыбается, а в ответ на мое нелепое «Номер полиса? А я же к вам прикреплена» весело отвечает: «А вас у нас 15 тысяч». Нас в Москве миллионы. А вся сила пандемии обрушивается на них.
В эпицентре
Он первым как главврач принял на себя удар эпидемии. Он начал выкладывать информацию о пациентах с подробными графиками и отвечать на комментарии и вопросы, сделав именно то, чего нам так не хватало — открылся, поделился информацией от лица специалиста. Он — это, конечно, знаменитый Денис Проценко, главный врач больницы № 40 в Коммунарке, символ всей нашей борьбы с пандемией.
Теперь это и его война — не только за каждого пациента, но и за себя. Новость о том, что Денис Проценко заразился коронавирусом, потрясла. Посыпались посты — с пожеланиями выздоровления и благодарностями, восхищением мужеством и героизмом наших медиков.
Не обошлось и без обвинений и нападок. А что он? А он просто написал: «Дорогие друзья, очень тронут вашим беспокойством. Да у меня положительный тест на СoV, но чувствую себя вполне хорошо. Изолировался в своем кабинете, где есть все условия для дистанционной работы, управления и телемедицинских консультаций. Думаю, что выработанный за этот месяц иммунитет делает свое дело... Stay tuned».
И продолжает дистанционные консультации, онлайн обменивается опытом с коллегами (в том числе итальянскими), регулярно постит в «Фейсбуке» советы коллегам и сводки о больных, которые мы ждем, как сводки с фронта. Да ведь это и есть фронт, а он там — на передовой. Вместе с коллективом сверхлюдей (как их называет сам Денис Проценко). Каждый день на посту, на пределе сил. Потому что кто, если не они?
Сверхлюди
А ведь эти сверхлюди не только в Коммунарке. За здоровье и жизнь пациентов с COVID-19 борются в инфекционных больницах № 1 и 2, госпитале на Шаболовке, детской больнице имени З.А. Башляевой, знаменитом Склифе, ГКБ № 67 имени Л.А. Ворохобова и ГКБ № 15 имени О.М. Филатова.
Вот они, глаза врачей после ночей борьбы за наши жизни. Это фото опубликовал в «Фейсбуке» главврач Филатовской больницы Валерий Вечорко, напомнив: «Если ты не хочешь, чтобы эти глаза смотрели на тебя через защитные очки, #сидидома».
И не только в больницах борются за нас. Для помощи врачам штат городских поликлиник пополнили больше 730 ординаторов. Получив первичную аккредитацию для работы участковыми врачами-терапевтами и подробный инструктаж по работе с пациентами с подозрением на коронавирус, они ведут приемы в поликлиниках и посещают пациентов на дому. И напоминают о девизе: «Светя другим, сгораю сам».
Скоро на этой передовой борьбы с пандемией появятся новые бойцы. Список медорганизаций, которые перепрофилируют для приема пациентов с подтвержденным коронавирусом или подозрением на него, уже утвержден.
Когда болеют даже герои
«Чистые» и «грязные» зоны, шлюзы, препятствующие распространению инфекции, защитные спецкостюмы, респираторы, очки, дезинфекция — там, на передовой, заботятся о безопасности медиков. В поликлиниках разделяют потоки здоровых и больных пациентов, везде, где возможно, сделаны отдельные входы для пациентов с температурой, признаками ОРВИ и гриппа, на входе измеряют температуру. Пациентам с признаками ОРВИ выдают маски.
Стоп, а почему сами медики тогда болеют? Даже в суперзащищенной Коммунарке! Потому что «врачи — самая уязвимая категория для заражения в любой стране мира» напоминает биолог, научный журналист Ирина Якутенко. В Испании, по данным на 30 марта, заразились больше 12 тысяч медиков. Это практически 14 % от всех заболевших. В Италии (на 31 марта) вирус диагностирован у 8956 работников здравоохранения (почти 8,5%). В Китае (на 4 марта) — больше 3300 медиков (больше 4 %).
Даже когда перегрузок нет, медики нередко заражаются, пишет Ирина Якутенко. Из-за а) невнимательности и б) превышения критической инфекционной дозы — то есть патогенов чересчур много, иммунитет не справляется с их количеством. А для медика, все время находящегося среди пациентов, вероятность превысить эту критическую дозу выше, чем для нас с вами. Но, как сказал главврач инфекционной больницы имени Боткина в Санкт-Петербурге Денис Гусев, «выбирая между жизнью пациента и своим здоровьем, врач всегда выберет жизнь пациента».
Поддерживаем врачей
Вся Москва сегодня на передовой борьбы с вирусом. Именно здесь больше всего зараженных — 2923, по данным на 3 апреля. И здесь на медиков ложится самая большая нагрузка.
Чтобы их поддержать, выплачивается ежемесячная надбавка. В больницах, где лечат коронавирусную инфекцию, надбавка для врачей составляет 70 тысяч рублей, для среднего медицинского персонала — 50 тысяч рублей, для младшего медицинского персонала и других сотрудников — 30 тысяч рублей. Оклад ординаторов на время работы в поликлиниках составит 90 тысяч рублей в месяц.
Каждый может помочь
Пока они на передовой борются за нас, мы можем в меру своих сил побороться за них. Нужно ведь не так много. Главное сейчас — оставаться дома. Об этом каждого из нас просят врачи:
И, показывая на видео аппарат ИВЛ, очень надеются, что сегодня он нам он не понадобится, потому что Мы. Остались. Дома.