Ажиотаж и паника вокруг коронавируса доходят порой до абсурда. Испуганные быстрым распространением инфекции, мы скупаем туалетную бумагу и гречку, читаем (и распространяем) безумные фейки о закрытых на карантин городах и львах на улицах. И чтобы хоть как-то объяснить себе происходящее, ищем виноватых.
Поначалу мы шарахались от китайцев и всех хоть сколько-нибудь их напоминающих. Даже от своих сограждан. В Красноярске приехавших на гастроли артистов театра песни и танца «Байкал» приняли за китайцев: бдительные соседи сообщили в полицию, что 26 китайцев приехали и хотят заразить их коронавирусом.
Конечно, шарахались от китайцев не только у нас, а еще, например, в Австралии, Японии, Южной Корее, Таиланде… Эксперты отмечали, что риторика президента США Дональда Трампа, который вопреки рекомендациям ВОЗ называет вирус китайским, питает расистские настроения, ведет к стигматизации отдельных групп населения и разжигает конфликты. В Нью-Йорке даже открыли горячую линию, куда можно сообщить о преступлениях на почве ненависти из-за вспышки коронавируса.
Когда пандемия охватила большую часть мира, мы, вволю набоявшись всех китайцев, для стигматизации выбрали еще одну группу — собственных заболевших. В Рязани затравили семью медсестры, заразившейся коронавирусом. Дверь ее пожилых родителей (а они живут в другом доме) обклеили листовками «Стоп коронавирус», подъезд облили составом с сильным запахом хлорки. В Приморском крае семье, которая находится на карантине, угрожали — не хотели пускать в село, грозились убить собак, сжечь дом. В Хабаровске соседи желали больной смерти.
Вирус агрессии и ненависти «к другим» распространяется по всему миру чуть ли не быстрее, чем сам SARS-CoV-2. Мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс в «Фейсбуке» пишет об усилении страха, агрессии и враждебности по отношению к тем, кто возвращается из-за границы, к заболевшим COVID-19 и тем, кто с ними контактировал. В Черновцах под домом, где на самоизоляции была жена заболевшего, провели акцию протеста, в Новых Санжарах устроили беспорядки, чтобы не пустить эвакуированных из Китая сограждан.
И все это вместо поддержки, сочувствия, предложений помощи. Чем не зверство?
Потому и говорит глава ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус, что стигматизация опаснее вируса.
Стигматизация — это опасность для всех
Часто агрессия — первая реакция на тревогу и страх. COVID-19 — болезнь новая, многое о ней неизвестно, а нам свойственно бояться неизвестного и ассоциировать свой страх с «другими». Это, к сожалению, гораздо опаснее, чем кажется. И речь не только о нарастающей тревожности, которая выливается в угрозы, а может вылиться и в нечто пострашнее.
Боясь получить клеймо, люди могут попросту скрывать свою болезнь, предупреждает ВОЗ. В результате заразится больше людей, а если больные сами не обратятся вовремя за медицинской помощью, могут и умереть. Стигматизация и страхи, связанные с инфекционными болезнями, препятствуют эффективной борьбе с ними — то есть это мы сами, ставя клеймо и паникуя, мешаем борьбе с пандемией.
Что может сделать каждый?
Когда инфодемия скачет впереди вспышки инфекции, очень важна солидарность и поддержка. На заблуждениях, слухах, фейках стигматизация растет как на дрожжах. И остановить этот рост каждый из нас в силах. Своими советами, как бороться со стигматизацией, делятся ВОЗ, ЮНИСЕФ, Центр по контролю и профилактике заболеваний США и другие организации.
· Верьте фактам. Мы часто ставим клеймо на кого-то или что-то просто потому, что не владеем информацией. Пользуйтесь достоверными источниками (ВОЗ, стопкоронафирус.рф, аккаунты и сайты региональных оперативных штабов) и не ведитесь на фейки из соцсетей.
· Не распространяйте, а опровергайте мифы. Самые популярные из них собраны на сайте ВОЗ.
· Поддерживайте тех, кто сейчас борется с коронавирусом и помогает другим: медиков, волонтеров, социальных работников и других.
· Рассказывайте о простых правилах профилактики.
· Помните, что слова очень важны: их выбор влияет на настроения людей.
И давайте помогать бороться с пандемией, а не с людьми. Давайте поддерживать друг друга, заказывать доставку продуктов для близких и рассказывать им, почему важна самоизоляция, оставаться дома, чаще мыть руки. А если страшно и тревожно, давайте не выливать свою агрессию на других, а обращаться за помощью. Например, по телефону горячей линии: 8(800) 201-27-45.
Круглосуточные дистанционные консультации также ведут специалисты Московской службы психологической помощи: по телефонам неотложной психологической помощи: 051 (с городского телефона) или +7 (495) 051 (с мобильного) и в чате и по видеосвязи. Это бесплатно.